Синод Латвийской Православной Церкви выступил с официальным обращением по поводу выхода в свет книги «История в письмах: Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)».
В конце февраля в Риге пройдет презентация книги «История в письмах» с подзаголовком «Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)». Книгу выпустило ООО издательство «Булат», находящееся в городе Твери. Издание это составили, в основном, письма, адресованные архиепископу Иоанну различными лицами, которые хранятся в настоящее время в Латвийском государственном историческом архиве.
С большим сожалением, Синод Латвийской Православной Церкви должен заявить, что данное издание подготовлено и выпущено в свет без благословения Священноначалия Латвийской Православной Церкви и даже без каких-либо консультаций с Церковью. Между тем, документы, которые публикует составитель сборника господин Сидяков, в прошлом хранились в синодальном архиве и были отобраны у Церкви в советское время. Публиковать их без всякого согласования с Латвийской Православной Церковью крайне некорректно.
Опубликованные документы касаются не жизни политика, или деятеля культуры, но служения иерарха Церкви, прославленного в лике святых, священномученика, чтимого не только в Латвии, но и далеко за ее пределами. Память этого великого архипастыря свято хранилась в Латвии верующим народом в то время, когда архив был недоступен, с молитвами к нему обращались задолго до его прославления. Канонизация священномученика архиепископа Иоанна и обретение его святых нетленных мощей состоялись по инициативе его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии, и его многими трудами. В честь священномученика Иоанна Рижского освящен правый придел Рижского кафедрального собора Рождества Христова, где у святого алтаря почивают в прекрасной вызолоченной раке его нетленные мощи. Перед святыми мощами дважды в день служатся молебны, каждое воскресенье совершается молебен в Озолкалнсе, на месте мученической кончины святителя Иоанна, где установлен поклонный крест. Торжественно отмечаются дни памяти священномученика, собирающие множество паломников не только со всех концов Латвии, но и из других стран. В каждом храме в Латвии есть благолепно написанные иконы св. Иоанна, часто с частицами его святых мощей. Особо почитается священномученик на своей родине в Мадонском крае, где ежегодно совершается многолюдный крестный ход из города Мадоны на место хутора Илзессала, где родился святой. Церковью подготовлено множество публикаций о священномученике Иоанна (Поммере), в том числе четырежды издавалось его житие, прекрасно оформленное и иллюстрирование.
Между тем о трудах Латвийской Православной Церкви и ее Предстоятеля в деле прославления священномученика Иоанна и сохранения памяти о его жизни и подвиге в обширном предисловии к этому изданию не упоминается, лишь вскользь упомянуты житие, вышедшее сразу после канонизации и календарь, вышедший в 2004 году. Зато упоминается подробно в качестве «исследователя» лишенный сана бывший священнослужитель Янис Калниньш, которого составитель сборника именует «отцом», хотя ему, без сомнения, известно, что Калниньш давно уже не священник.
Раскрывают ли письма, опубликованные в книге «с большой полнотой личность священномученика Иоанна», как говорится в аннотации к книге, сказать трудно. Скорее всего, они передают атмосферу, в которой он жил и трудился. Очевидно, что большинство из них не предназначались никогда к публикации. Они не понятны без обстоятельного комментария, который отсутствует. Некоторые письма, и таких не мало, прямо оскорбительны для памяти священномученика Иоанна, или же бросают тень на Церковь и духовенство. Среди таких писем есть и анонимные. Все они никак не прокомментированы, что придает изданию двусмысленность.
Некоторые письма действительно имеют большую духовную значимость, но и здесь отсутствие комментария снижает значение публикации.
Создается впечатление, что господин Сидяков и его помощники господин Мазур (человек не православный) присвоили себе право судить о жизни и подвиге священномученика Иоанна, публиковать и о нем все, что угодно, в том числе и собственные измышления, прикрываясь заботами о науке, тешить этими публикациями свое тщеславие. Эта их деятельность свидетельствует о том, что они очень далеки от Церкви, им совершенно чужды уважение и любовь к Церкви, к нашему архипастырю, к святому священномученику, которого почитает весь православный мир. Проделанная ими бездушная механическая работа по сбору писем не приносит пользы людям, она не спасительна и лишь надмевает тех, кто этим занимается.
Синод считает свои долгом указать, что Латвийская Православная Церковь никак не поддерживает деятельность этих господ и не сотрудничает с ними, а также не считает их деятельность полезной для сохранения памяти священномученика. Мы просим верных чад нашей Церкви воздержаться от поддержки этой их деятельности.
Официальный сайт ЛПЦ/Патриархия.ru