Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил надвратный храм Александро-Невской лавры

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил надвратный храм Александро-Невской лавры
Версия для печати
23 сентября 2014 г. 14:12

23 сентября 2014 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин великого освящения надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Александро-Невской лавре.

Митрополит Варсонофий в сослужении наместника лавры епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

За богослужением владыка Варсонофий рукоположил диакона храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово Сергия Чечаничева во пресвитера к тому же храму, иподиакона Антония Марущака во диакона Александро-Невской лавры.

Владыка Варсонофий поздравил молящихся с праздничным событием и обратился к ним с архипастырским словом.

«Как вы знаете, с самого начала истории монашества во всех православных монастырях почитание Божией Матери было очень высоко. А кто бывал на Афоне, знает сказания о том, как Божия Матерь много помогала монашествующим в той или иной обители, защищая от различных внутренних проблем и внешних опасностей. На Руси монашествующие издревле усердно почитали Пресвятую Богородицу, возводили в Ее честь храмы, скиты, приделы и часовни. Вот и здесь, в нашей главной монашеской обители, есть храм в честь Пресвятой Богородицы, ибо и здесь Ее любят и чтут, как и Она любит монашествующих — тех, кто посвящает жизнь Богу, Ее Сыну. Монахи совершают длительные бдения в честь Божией Матери: поют и читают акафисты, совершают прославления. И как они Ее горячо любят, так и Она еще больше любит монахов», — сказал, в частности, владыка.

«Но не только монахов любит Матерь Божия, а и весь человеческий род. Вот почему все православные христиане стараются приходить в Ее праздники в храмы, молиться Ей и просить Ее помощи. Матерь Божия слышит все наши молитвы, Она приносит их к Престолу Своего Сына, и Господь слушает Свою Матерь. Ведь как Матерь Божия любит Господа, Сына Своего, так и Господь любит Свою Матерь. Именно эта взаимная любовь совершает чудеса, с которыми мы постоянно сталкиваемся», — подчеркнул архиерей.

Он напомнил, что образ «Всех скорбящих Радость» сначала был обретен в Москве, а потом перенесен в Санкт-Петербург. Здесь было написано много его списков, потому что многие хотели помолиться перед ним.

Надвратная церковь открыта после кропотливой реставрации летом этого года. Об этапах восстановления храма рассказал епископ Кронштадтский Назарий. Надвратная церковь была передана Лавре в 1994 году, но работы по ее реставрации длились не один десяток лет. В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, в нем находились различные учреждения. Владыка отметил: «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его строили. Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали — просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот, недаром этот храм станет радостью всем скорбящим. Я надеюсь, что этот храм, находящийся вне обители, станет тем местом, где будут приносить клятву верности любящие друг друга люди, молодожены» (по традиции, таинство венчания в монастырях не совершается, но надвратный храм находится вне монастырского каре).

Первый проект мансардной надвратной церкви — святых ворот лавры — в конце XVIII века разработал архитектор Иван Старов (он же был автором главного храма лавры — Свято-Троицкого собора), но ни один из его чертежей не сохранился, остались только дореволюционные фотографии. Главный реставратор Надвратной церкви Дмитрий Мироненко рассказал, что в ходе работ без импровизации не обошлось — иконостас церкви и до революции был неродной, привезенный, «поэтому мы решили спроектировать новый, который бы перекликался с иконостасом Троицкого собора. Во многом участвовал и подавал нам идеи владыка Назарий».

«Мы все время помнили о том, что здесь люди будут венчаться, — добавил Дмитрий Геннадьевич. — Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — это тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте, в святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм».

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru