30 июля 2014 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского (Удмуртская митрополия). При наречении архимандрит Виктор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода предстоит мне быть епископом на новообразованной кафедре города Глазова. Мысль о служении на столь высоком свечнике церковном вызывает во мне благоговейный трепет, ибо об архиерействе я никогда не помышлял. Тайна Промысла Божия понуждает меня пересмотреть заново свой жизненный путь.
Родился и вырос я в небольшом удмуртском городке, основанном в середине XVIII века Акинфием Демидовым. Мои детские религиозные впечатления сохранили обрывочные воспоминания о молитвах моих бабушек, их постных говениях, о небольшой деревянной Успенской церкви.
Юношеские интересы, учеба в машиностроительном техникуме, завод, где началась моя трудовая деятельность, институт и вновь завод, теперь уже в Ижевске, надолго затмили мои религиозные чувства.
Мое духовное пробуждение началось в 1980 году, в год 600-летия Куликовской битвы, когда я впервые попал с экскурсией в древние стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ощутил удивительное благоухание около раки преподобного Сергия Радонежского, увидел живого монаха, поставил первую свечу и приобрел свой первый нательный крестик, пока только как сувенир. Именно с тех пор мысль о вере, как выборе другого жизненного пути, не оставляла меня. Во время работы на республиканском телевидении мне пришлось много бывать в сельских районах, где я видел множество разрушенных или обезображенных храмов Божиих. Разглядывая сохранившиеся немногочисленные фрески внутри обвалившихся куполов и сводов, видя поруганные труды наших предков среди мерзости запустения, я спрашивал себя: «За что это поругание? Кому могла помешать эта красота?». Удивительным откровением стала для меня встреча с замечательным реставратором Иваном Даниловичем Самойловым, который восстановил чудной красоты Спасо-Преображенский храм в селе Нижняя Синячиха Свердловской области и основал там музей деревянного зодчества и народной культуры.
Другой знаковой точкой для меня стало посещение Александро-Невского кафедрального собора в городе Таллине. Придя в храм в начале Божественной литургии, я как бы выпал из времени и не понимал, что вокруг происходит, откуда это чудное воистину ангельское пение, почему люди, отходя от священника, накрывавшего их епитрахилью, вытирают слезы, но выглядят совершенно счастливыми.
Именно с этого времени я преодолел смущение в душе, когда заходил в храм. Именно тогда я начал осознавать себя верующим и православным. Первые исповедь и причащение, занятия на катехизаторских курсах при кафедральном соборе, клиросное послушание и неожиданное предложение стать священнослужителем. Внутренне я уже понимал, что без храма дальше я жить не смогу, но страшно было приступить к престолу без твердых знаний. И если бы не добрая поддержка многих более опытных пастырей, как непросто бы мне оказалось совершать священническое служение. С глубокой благодарностью я вспоминаю в молитвах ныне почившего духовника Ижевской епархии митрофорного протоиерея Виктора Максютина. До конца дней своих буду стараться принимать нужды и проступки других людей так, как это делает добрый и милостивый наставник и отец митрополит Ижевский и Удмуртский Николай. По достоинству ценю пример самоотверженного служения владыки Викторина, епископа Сарапульского и Можгинского, с которым в течение многих лет стоял рядом у престола Божия. Как бесценный дар воспринимаю учебу в Московской Духовной семинарии, молитвы у раки преподобного Сергия Радонежского и в других храмах прославленной Лавры, а также пусть непродолжительные, но оттого и более памятные встречи и беседы с преподавателями духовной школы.
Навсегда запечатлелась в сердце встреча и продолжительное собеседование с Вами, Ваше Святейшество, Ваша поддержка на заседании Синода и искреннее участие досточтимых архипастырей в моей судьбе.
Послушание Богу и Церкви я поставил во главу своей жизни. Вижу, как непросто сегодня Церкви совершать дело спасения, какие вызовы предъявляет ей сегодняшняя эпоха. Понимаю и свою ответственность в соучастии в этом делании.
Служение Церкви и народу Божию я всегда воспринимал как ратный воинский подвиг. Как воин должен быть всесторонне подготовлен, так должен быть готов и священнослужитель. Архиерейское служение Богу и ближнему, это служение любви. В мире, где столько боли, неправды и несправедливости, несение архипастырского креста кажется непосильным, если забыть о помощи вселюбящего Господа нашего Иисуса Христа, Того, Кто Сам нес Крест, взошел добровольно на Него «нас ради человек и нашего ради спасения» и Кто призывает нас последовать Себе и обещает иго благое и бремя легкое (ср. Мф. 11:30).
Служение епископа, являющего собой образ Христа, предполагает огромный труд, он должен полагать душу свою за овец (ср. Ин. 10:15) и дать ответ о вверенной его попечению пастве, о том, как он сохранял ее в здравом учении, помогал бедным, печаловался за притесняемых, посвящал новых пастырей, заботился об их нуждах, совершал богослужение и о многом другом.
Не скрывая своей немощи, ощущая себя недостойным принять это ответственное бремя, я тем не менее уповаю на всесильную благодать Господню «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Смиренно склоняю свою выю дабы принять благодать архиерейства. Памятуя Ваш отеческий наказ, Ваше Святейшество, постараюсь снискать любовь паствы и быть достойным ее доверия.
Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.
Патриархия.ru