13 июня 2014 г. 14:15
12 июня 2014 года, в День России и день памяти преподобного Исаакия Далматского, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе северной столицы.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Виктор Московский, архимандрит Никита (Марков), благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове протоиерей Михаил Мокрополов, духовенство епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев.
Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева.
На богослужении присутствовал директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров.
После отпуста были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, архиепископу Петергофскому Амвросию, служащему духовенству, молящимся и всем верным чадам Православной Церкви.
Архиепископ Амвросий обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал:
«Дивна дела Твоя, Господи! Подвижник IV века, почти неизвестный миру, вдруг совсем далеко, в столице Российской империи, становится небесным покровителем главного собора города. Сегодня, в день престольного праздника, в день памяти святого Исаакия Далматского, мы не можем не вспомнить имя императора Петра. Мы поминали его за Божественной литургией и просили Бога об оставлении вольных и невольных прегрешений и упокоении его бессмертной души. 30 мая по старому стилю родился мальчик, которому надлежало стать императором России, человеком, осуществившим многие реформы и изменения в жизни нашего Отечества. При рождении его нарекли Исааком в честь преподобного Исаакия Далматского и только потом, в крещении, он получил имя апостола Петра, но именно преподобный Исаакий стал любимым святым Петра Первого.
Промысл Божий распространяется не только на одно время, но и на многие годы, десятилетия, века и даже тысячелетия вперед. Преподобный Исаакий Далматский, живший в IV веке, был ревностным защитником Святого Православия в то самое время, когда император Валент, сторонник арианства, закрывал православные храмы и уничтожал их. И когда в империи наступили тяжелые времена, пришла угроза нападения на империю варваров-готов, преподобный Исаакий, пришедший незадолго до этого в Константинополь, обратился к императору: "Ты победишь, если только снова откроешь храмы, если снова дашь свободу веры православным людям, если откажешься от арианского заблуждения". Но тот не послушал его и бросил в огромный ров, на дне которого находилось болото, из которого практически не было выхода. Император Валент подумал, что таким образом навсегда избавился от грозного и обличающего голоса преподобного Исаакия. Но тот чудесным образом вышел изо рва и снова обратился к императору и предупредил его: "Если ты не откроешь храмы, если ты не внемлешь голосу правды и разума, тогда ты сам погибнешь в этой схватке и сгоришь в огне". Разгневанный император приказал снова арестовать преподобного Исаакия, вручив его под начало своих приближенных воинов. Но так и случилось — не послушавшись святого Исаакия, император Валент был заживо сожжен. Его верноподданные рассказали эту историю следующему императору — Феодосию Великому. И Феодосий стал сторонником православных, выпустил из заточения преподобного Исаакия, но не отпустил его снова в пустыню, а устроил для него в Константинополе монастырь. С тех пор преподобный Исаакий стал подвизаться в Царском граде и охранять своими молитвами этот град от посягательств недругов. После нескольких игуменства преподобный Исаакий поставил игуменом этой обители своего ученика Далмата, по имени которого стала называться эта обитель, а впоследствии и сам Исаакий стал именоваться Исаакием Далматским.
Почему именно этот малоизвестный святой стал покровителем главного храма города Санкт-Петербурга? Если посмотреть на его жизнь, можно ответить совершенно правильно на этот вопрос — это благословение и задание жителям Петербурга. Это благословение нашему граду и некая цель, которая указана в отношении перспективы его развития. Преподобный Исаакий жизнь свою полагал за Православие, и именно Святое Православие — было, есть и должно еще больше стать самой главной доминантой в жизни жителей нашего города».
По материалам пресс-службы СПбДА
Патриархия.ru