Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Минске завершил работу IV Европейский православно-католический форум

В Минске завершил работу IV Европейский православно-католический форум
Версия для печати
7 июня 2014 г. 10:08

5 июня 2014 года состоялось заключительное заседание IV Европейского православно-католического форума, который проходил в Минске со 2 июня. В мероприятии приняли участие православные и католические иерархи, клирики и миряне из двадцати одной европейской страны. Тема форума — «Религия и культурный плюрализм: вызовы христианским Церквам в Европе».

По итогам обсуждения представленных докладов в заключительный день форума делегаты приняли итоговое заявление. Его проект был разработан редакционной группой, в состав которой вошли: с православной стороны — архиепископ Тельмесский Иов (Экзархат православных русских приходов в Западной Европе, Константинопольский Патриархат) и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), с католической стороны — архиепископ Дижонский Роланд Миннерат и епископ Сандомирский Кшиштоф Ниткевич.

В преамбуле к документу участники форума выразили благодарность Белорусскому экзархату Русской Православной Церкви и католической Минско-Могилевской архиепархии, Правительству Беларуси и местным органам власти за оказанное гостеприимство и отличный уровень организации форума.

В послании, в частности, отмечается, что тема форума была выбрана в ответ на просьбы, поступающие от христианских общин Европы, которые вплотную сталкиваются с последствиями происходящих на континенте изменений в сфере культуры и морали.

Далее в документе говорится:

«На протяжении последних двадцати лет процесс глобализации в мировом масштабе, а также секуляризация европейского законодательства, затрагивающего проблемы морали и нравственности, ставят перед нами вопросы, требующие совместного поиска ответов. Нашу растущую обеспокоенность вызывает также и тот факт, что процесс отчуждения между Европой и ее христианскими корнями, по-видимому, ускоряется.

Наше обращение — это, прежде всего, знак радости и надежды для всех, кто причастен к осуществлению миссии Церкви. Мы разделяем условия жизни всех европейцев в ситуации экономического и культурного кризиса, и мы знаем, что многие из них испытывают страдания и ищут слово, которое придало бы смысл их жизни. Действительно, на месте отвергнутой христианской веры и нравственности возникло чувство пустоты, которое приводит многих людей в отчаяние или к нигилизму. Церковь предлагает непреходящие ценности, объединяя человечество во Христе, источнике всех истинных ценностей. Таким образом, Церковь призывает мир к преобразованиям посредством молитвы, богослужения и христианского свидетельства.

Мы разделяем с современными европейцами наше общее убеждение в том, что христианская вера является основным источником европейской культуры и морали. На протяжении столетий, как на Востоке, так и на Западе необычайное богатство культурных достижений на нашем континенте было обретено посредством вклада христианской веры. Действительно, вера породила культуру, а культура постоянно проходила испытания верой. Мы отдаем дань уважения христианскому наследию Европы, сформировавшему наше мировоззрение и давшему моральные принципы народам Европы.

Европейские культуры в их многообразии ведут начало от общих христианских корней. Как и в других культурных контекстах, мы должны признать, что развитие значительной части человеческих культур обусловлено религиозным воодушевлением. Христианская антропология оказала глубокое влияние на европейскую культуру. Признание Бога как Творца не отменяет человеческий разум, но приближает его к Истине. Христианство никогда не выступает против разума и веры. Бог — извечная Первопричина, которая создает все сущее. Выявляя Себя, он не отменяет, а, скорее, утверждает человеческий интеллект. Наибольший вклад христианства в историю человечества заключается именно в союзе между верой и разумом, который привел к видению достоинства каждого человека, его потребности в свободе, солидарности и открытости к тайне нашего существования.

Мы подчеркиваем, что христианская вера гарантирует, а не ограничивает наши поиски свободы и счастья. Христианская вера означает полное принятие Иисуса Христа, присутствующего в Его Церкви Духом Святым. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Таким образом, Христос не является продуктом человеческих культур. Как воплощение Бога, Он бросает вызов человеческой истории и человеческой культуре. Наши христианские Церкви свидетельствуют о пришествии Христа как о событии в культурах наших народов. Вера во Христа не отменяет разнообразия человечества. Она обогащает и способствует развитию элементов истины и добра, уже имеющихся в человеческих культурах.

Наши христианские Церкви Востока и Запада не боятся культурного разнообразия. С момента основания Церковь была плюралистической в культурном отношении. Культурные различия были присущи ученикам Христа, некоторые из которых, например, говорили на арамейском языке в то время, как другие говорили по-гречески. «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12:4). Христианство провозглашает Евангелие Христово в многообразии человеческих культур.

Свобода вероисповедания является важнейшим элементом христианской веры. Для нас свобода вероисповедания означает свободу поиска истины и приверженности ей. Она основана не на субъективном мнении индивида или группы людей, но на трансцендентном ощущении достоинства каждого человека, созданного для Абсолюта, для Истины и для Бога. Законодательство, способствующее религиозному безразличию, релятивизму или синкретизму, даже с точки зрения толерантности, как правило, сводит право, которое имеет основополагающее значение для достоинства человека, к сугубо частной сфере. Для христианских церквей содействие развитию свободы вероисповедания означает вступление в экуменический диалог без прозелитизма, фундаментализма или моральной вседозволенности.

Нынешний разрыв между христианством и преобладающим направлением мысли имеет серьезные последствия для будущего Европейских институтов и жизни в Европе. Сегодня у многих европейцев больше нет стабильных ориентиров для формирования собственного нравственного поведения и взглядов относительно того, что хорошо и что плохо, так как они живут, подчиняясь воле своего «суверенного автономного Я». Индивидуализм приводит к моральному релятивизму. Не учитываются ни объективная истина, ни общее благо. Разрыв между точкой зрения Церквей в вопросах морали и нравственности и основными постмодернистскими тенденциями заключается в следующем: мы убеждены, что моральные принципы начертаны Творцом в сердце каждого человека, в то время как в постмодернистском контексте нравственность — это то, что каждый выбирает для себя сам. Мы призываем европейцев признать, что ключом к свободе является принятие того факта, что мы принадлежим Богу, а не распоряжаемся всем по собственному усмотрению, как если бы мы были собственными создателями.

Между христианскими принципами и общечеловеческими ценностями нет противоречия. Христианство означает, что все то, что есть добро и истина в человечестве, овеяно благодатью Христа Спасителя нашего. Бог уничижил себя через вочеловечение не для того, чтобы нейтрализовать человеческий потенциал, а для того, чтобы исцелить больное человечество и возвести наше человечество до совершенства.

Вера и нравственность идут рядом; культура и нравственность — тоже. Мы не забываем о том, что огромный прогресс, достигнутый в европейской истории в вопросах прав человека и защиты наиболее слабых, исходит из принципов, которые были принесены в Европу христианством. Как пастыри мы хотим продолжать нести лучшее из нашего нравственного учения нашим прихожанам, а как граждане — доносить это до наших правительств и институтов Европейского союза. Мы убеждены, что христианские общины могут свидетельствовать о том, что является благом для всех, поскольку они черпают свое вдохновение из Евангелия Христова.

Во Христе мы находим вдохновляющий нас источник, приносящий обновление и внушающий более глубокое чувство ответственности за то, что происходит сегодня в Европе и в мире».

От имени участников форума его сопредседатели — митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и архиепископ Эстергомский и Будапештский кардинал Петер Эрдё — направили письмо Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, поблагодарив его за предоставленную возможность проведения данного мероприятия в Минске и за честь, которую Глава Белорусского государства оказал участникам форума, удостоив их продолжительной аудиенции.

Как отмечается в письме, делегаты были тронуты словами А.Г. Лукашенко о том, что христианские ценности следует твердо отстаивать, так как их потеря может оказаться фатальной для современной цивилизации.

Авторы письма также констатировали, что «Беларусь является сегодня территорией мира и согласия», а «белорусский опыт церковно-государственного взаимодействия и межконфессионального диалога достоин стать образцом для многих стран Европы и мира».

Закрывая форум, его участники определили время, место проведения и тематику V Европейского православно-католического форума. Было решено, что он состоится осенью 2016 года в Париже и будет посвящен проблемам миграции.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

Епископ Сурожский Матфей поздравил Дональда Трампа с избранием на пост Президента Соединенных Штатов Америки

Завершилась поездка митрополита Зарайского Константина по десяти странам Африки

Состоялась встреча президента Центральноафриканской Республики с Патриаршим экзархом Африки

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

Елисаветинский монастырь в Минске признан лучшим объектом религиозного туризма в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь»

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил епархиальное собрание духовенства Минской епархии

Состоялось заключительное в 2024 году заседание Синода Белорусской Православной Церкви

Глава Тверской митрополии принял участие в заседании координационного совета по взаимодействию с российским движением детей и молодежи в Тверской области

В рамках регионального этапа Рождественских чтений в Твери прошли III Фаддеевские парламентские встречи

В день памяти великомученицы Варвары митрополит Ставропольский Кирилл возглавил престольный праздник на Патриаршем подворье при штабе РВСН в подмосковном поселке Власиха

Состоялась встреча председателя Финансово-хозяйственного управления с главой Луганской Народной Республики

Состоялись торжества по случаю пятилетия воссоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью

Представители молодежи Армянской Апостольской Церкви посетили Зачатьевский монастырь

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 30-летия московского Подворья Православной Церкви в Америке

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Таиланд

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с послом Ватикана

Памятный знак в честь древнерусских монахов установили в Венгрии

Настоятель Подворья Русской Церкви в Софии принял участие в богослужении в день тезоименитства Патриарха Болгарского Даниила

Три архипастыря возглавили престольный праздник Александро-Невского храма в Буэнос-Айресе

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 30-летия московского Подворья Православной Церкви в Америке

На Антиохийском подворье в Москве отметили день рождения митрополита Филиппопольского Нифона

Представители молодежи Армянской Апостольской Церкви посетили Зачатьевский монастырь

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

В германском городе Бамберге отметили 20-летие прихода Русской Православной Церкви

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»