29 марта 2014 года митрополит Волоколамский Иларион совершил всенощное бдение в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве. За богослужением звучали песнопения «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, которое исполнил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
В богослужении также принял участие Хор колледжа Винчестер из Великобритании (руководитель и дирижер — Малькольм Арчер).
По окончании службы митрополит Иларион обратился к верующим. В архипастырском слове владыка отметил, что Московский Синодальный хор продолжает сложившуюся в этом храме еще в эпоху гонений на Церковь традицию исполнения за всенощным бдением музыки великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова:
«Для того чтобы понять значимость этого произведения, которое гораздо чаще исполняется в концертных залах, чем в храмах, мы должны вспомнить, что оно было написано в 1915 году, за два года до Октябрьской революции, когда уже шла война, когда устои всего нашего общества были расшатаны и многие открыто подвергали поруганию и осмеянию Святую Церковь. Достаточно вспомнить о деятельности нашего великого писателя Льва Николаевича Толстого, который на протяжении нескольких десятилетий публично хулил Православную Церковь, ее Таинства, чем немало способствовал тому, что и в простом народе, и в среде интеллигенции оскудевала и истощалась православная вера, что народ постепенно подготовился внутренне к произошедшей в 1917 году катастрофе, переломившей историю нашего Отечества пополам, сказавшейся на миллионах человеческих судеб. И кто знает, какой была бы наша страна, если бы не эти трагические события.
В те самые годы композитор, который уже прославился как автор симфоний и фортепианных концертов, вдруг обращается к хоровой литургической музыке и пишет произведение, которое в течение XX века становится самым известным произведением духовной музыки во всех странах, где оно исполнялось. При этом в нашей стране во времена гонений «Всенощная» Рахманинова не звучала ни в концертных залах, ни в церквях за богослужениями, и только в этом храме в 70-80-е годы хор под управлением Н.В. Матвеева раз в год исполнял это произведение. Послушать эту музыку, соприкоснуться с запрещенным шедевром нашего великого композитора приходили сюда, в том числе, и люди, далекие от Церкви.
Сегодня эта музыка звучит повсюду, ее знают не только в России, но и далеко за ее пределами, и она выполняет важную миссионерскую роль — такую же, как и православные иконы, которые мы видим, например, входя в Вестминстерское аббатство в Лондоне, где проходят коронации королей и королев, где совершаются важные события в жизни Англиканской Церкви. При входе в этот храм висят две православные иконы — Спасителя и Божией Матери, написанные русским иконописцем. А на портале этого храма одна из статуй посвящена святой преподобномученице Елисавете Феодоровне.
Музыка Сергея Васильевича Раманинова прозвучала не только в исполнении Московского Синодального сора, но и в исполнении хора Винчестерского кафедрального собора, который здесь сегодня присутствует».
Митрополит Иларион сообщил, что после службы этот хор исполнит несколько произведений из своего репертуара. Приветствуя хоровой коллектив, он сказал: «Надеюсь, что пребывание этих молодых людей на нашей земле будет благословенным, что они сумеют соприкоснуться с духовной традицией, которая столь ярко отображается в нашем богослужении, в наших иконах и нашей литургической музыке».
Владыка также пожелал всем верующим благополучного прохождения поприща Великого поста.
По окончании всенощного бдения хор из Великобритании дал небольшой концерт для прихожан.
***
С.В. Рахманинов написал «Всенощное бдение» во время Первой мировой войны. Впервые произведение было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Композитор посвятил опус С.В. Смоленскому — выдающемуся церковному музыканту и хоровому деятелю.
«Всенощное бдение» Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства и признается непревзойденным «венцом московской школы» духовной музыки. В основу «Всенощной» композитором положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах — знаменном, греческом, киевском, а также собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с цитируемыми им церковными напевами.
Несмотря на необыкновенный успех премьеры, дальнейшая судьба «Всенощной» сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и оставалось в основном на концертной эстраде. Исключением стала традиция ежегодного исполнения этого произведения церковным хором под управлением Н.В. Матвеева в московском храме иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После кончины Н.В. Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции, в том числе исполнение «Всенощной» Рахманинова, были прерваны.
Весной 2009 года, с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась работа по возрождению знаменитого хора. Регентом назначен заслуженный артист России А.А. Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом этого храма, работая под началом Н.В. Матвеева.
***
Хор Quirister действует при Винчестерском колледже, история которого насчитывает более 600 лет. Quirister и сегодня продолжает певческие традиции, сохраняя уникальный английский стиль пения. Хор поет в часовне колледжа, в Винчестерском соборе, а также регулярно выступает на радио и телевидении, в том числе участвовал в проекте Би-Би-Си Choral Evensong.
У Quirister уже обширная география гастрольных туров по Италии, Франции, США. В его репертуаре — духовные песнопения Православной Церкви и Англиканской Церкви, произведения Генделя, Бриттена, Форе, Керна, Рахманинова.
В 2002 году хоровой коллектив принял участие в торжествах, посвященных 50-летию коронации английской королевы Елизаветы II.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru