17 января 2014 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ответил на вопросы журналистов народной газеты «Вольная Кубань».
— Не могли бы Вы, владыка, хотя бы кратко раскрыть суть Рождества Христова? Что дало оно всем народам планеты и, в частности, народу России?
— Вам может показаться это странным, но сегодня гораздо проще объяснить суть Рождества Христова, чем, например, сто лет назад. Но не потому, что мы стали ближе к Богу, а, к сожалению, наоборот, отдалились от Него и приблизились к состоянию античного мира до того, как Спаситель пришел к нам, чтобы вызволить из тьмы, окутавшей человечество. Так же, как и сегодня, людей захватило безверие, гордыня, алчность и нравственное растление. Пороки объявлялись неотъемлемым правом, а целью и смыслом жизни стало богатство. Интеллигенция, не имея подлинной веры, начала глумиться над любой верой и оправдывать любые пороки как признак свободы. Самоубийство стало чуть ли не доблестью, а младенцев выбраковывали, как скот, убивая слабых или «не того пола».
Мир катился к бездне, и ничто в нем не могло остановить этого движения. Ведь не может утопающий вытащить себя сам. Конечно, и тогда были те, кто это понимал и надеялся только на Бога.
И в мир пришел Спаситель. Совершилась великая тайна Боговоплощения, когда Господь стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, оставаясь при этом Богом, и принес за нас искупительную жертву. Он дал нам «свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем в Истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5:20). Две тысячи лет вразумленное человечество стремилось к миру и воспитывало в себе благую волю. Да, случались войны и преступления, но никто не пытался назвать войну — добром, а преступление — правом на самореализацию. Именно благодаря этому мы до сих пор живы.
Более тысячи лет назад и Русь распрощалась с идолами и приняла разумную благодатную веру. И это привело к величию государства, высоте культуры и сделало русскую душу непостижимой загадкой для народов, в которых произошло оскудевание веры и остывание любви.
Сегодня мы снова стоим перед краем темной бездны, в которую уже сползают те страны, в которых законными сделались гнусные пороки и детская эвтаназия. И праздник Рождества Христова показывает нам ясную границу между светом и тьмой, между разумом и безумием, между жизнью и погибелью. По слову святого евангелиста, «Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (Ин. 1:2). Христос всегда с нами, Он в наших делах любви и милосердия, которые мы совершаем в эти святочные дни и, я надеюсь, во все остальные дни тоже.
— Можно ли считать, что жизнь вечная уготована лишь уверовавшим во Христа? Нет ли здесь некоего противоречия: ведь мы говорим, что Бог един для всех и лишь дороги к Нему разные?
— Для христианина не существует подобного вопроса. Господь сказал: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). То есть Он указал нам путь ко спасению, зачем же нам блуждать окольными тропами, которые неизвестно куда могут нас завести?
— На прошлых встречах в редакции народной газеты Вы рассказывали о грандиозном проекте строительства 100 храмов на территории Краснодарского края. Мы знаем, что часть из них уже сооружены и там служат Божественные литургии. В каком состоянии в целом этот проект?
— В 2011 году были разработаны типовые проекты православных храмов на 50 и на 100 мест, тогда же было начато строительство восьми типов храмов, а девятый храм начал строиться по уже готовому проекту, заказанному ранее и оплаченному самим приходом (с. Глафировка Щербиновского района), также было оказано содействие в завершении строительства трем храмам.
В 2012 году было осуществлено содействие в ремонте храма-часовни святого благоверного князя Александра Невского в городе Краснодаре.
В 2012-2013 годах осуществлялось непосредственное строительство храмов, а также производилась закупка необходимых материалов для следующих 10 храмов в городах и районах края:
- храм на 50 человек во имя святого князя Владимира в поселке Мичуринский Успенского района Кранодарского края;
- храм на 100 человек во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Кулешевка Белоглинского района Кранодарского края;
- храм Покрова Пресвятой Богородицы на 50 человек в поселке Украинский Динского района Кранодарского края;
- Свято-Михайло-Архангельский храм на 50 человек в селе Горькая Балка Новопокровского района Кранодарского края;
- храм на 50 человек Святых 40 мучеников Севастийских в городе Курганинске Кранодарского края;
- храм на 50 человек в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в поселке Ляпино Новокубанского района Кранодарского края;
- храм Покрова божьей Матери на 50 человек в станице Малотенгинская Отрадненского района Кранодарского края;
- храм Григория Просветителя на 50 человек в селе Шаумян Туапсинского района Кранодарского края;
- храм святых Жен-Мироносиц на 100 человек в г.Новороссийске Кранодарского края;
- храм Преображения Господня на 100 человек в селе Газырь Выселковского района Краснодарского края.
Кроме этого, был разработан уникальный проект «Мемориальный комплекс храм преподобного Сергия Радонежского Кубанской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни», восстанавливаемой в поселке Лебяжий Остров Брюховецкого района Краснодарского края Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни — старейшего казачьего монастыря на Кубани.
В 2013 году был осуществлен ремонт фасада, а также центрального и боковых входов храма святителя Николая Чудотворца в станице Фастовецкой в Тихорецком районе Краснодарского края, и ремонт забора храма Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани Темрюкского района Краснодарского края — одного из старейших храмов новейшее Кубани, основанного еще в 1793 году первыми пришедшими на Тамань казаками.
Итого за 2011-2013 гг. заложено «с нуля» 20 новых храмов, оказана помощь в завершении строительства трех храмов и трем оказана помощь в ремонте.
— В минувшем году произошло разделение нашей митрополии на пять епархий. Кто их возглавил, что изменилось в приходах? Насколько священнослужители стали ближе к пастве? И когда, на Ваш взгляд, будут назначены епископы на вакантные места в еще двух наших епархиях?
— Все-таки речь идет не о разделении, а о создании пяти епархий в составе Кубанской митрополии: Екатеринодарской, Армавирской, Ейской, Новороссийской и Тихорецкой.
В Ейскую епархию пришел епископ Герман (Камалов), который до этого был викарным епископом Ейским Екатеринодарской епархии и не понаслышке знал все проблемы. По сути он продолжил заниматься их разрешением, но уже не как мой викарий, а как правящий архиерей. Имея опыт управления, он быстро создал все необходимые епархиальные структуры, включился в общую жизнь митрополии, поддерживая наши общие всекубанские мероприятия — молодежные, духовно-образовательные, информационные. Он внимателен к монастырям — крупнейшему в митрополии Свято-Духову мужскому монастырю в Тимашевске и Марие-Магдалинскому женскому в станице Роговской. Он продолжил дело возрождения Екатерино-Лебяжской пустыни, старейшего казачьего монастыря на Кубани, и я надеюсь, что эта обитель скоро станет третьей в Ейской епархии.
Епископ Новороссийский Феогност (Дмитриев) до хиротонии провел много лет на Кубани в качестве настоятеля Патриаршего духовно-просветительского центра в поселке Дивноморском и понимает всю сложность и необходимость активизации духовной жизни в прибрежной зоне, куда люди приезжают в поисках отдыха и развлечений. Такое «легкое» отношение к жизни действует и на местное население, а потому владыка настраивает духовенство на постоянную внимательную работу с каждым прихожанином. В Новороссийской епархии традиционно ведется молодежная работа – православные следопыты в Новороссийске и межшкольная православная дружина в Крымске. Я надеюсь на их более широкое присутствие на Всекубанских православных молодежных форумах и слетах.
Пока без правящего архиерея остается Армавирская епархия, вверенная мне во временное управление.
В ближайшее время мы ждем еще одного архиерея — в Тихорецкую епархию. Священный Синод утвердил кандидатуру игумена Стефана (Кавтарашвили), на протяжении последних лет — благочинного Тихорецкого церковного округа; недавно состоялось наречение его в архимандриты. Как Вы понимаете, он знает каждого своего священника, живет жизнью прихожан, хорошо представляет, какие первостепенные задачи должен решать.
— Мы вспомнили сейчас о штатных священниках. В связи с этим позвольте задать вопрос: имеется ли потребность в них в целом по митрополии? Какова роль в их подготовке Екатеринодарской духовной семинарии?
— Создание пяти новых епархий предполагает, разумеется, и увеличение числа храмов, а значит, и числа священнослужителей. Мы уже давно отказались от практики рукоположения благочестивых, но не получивших богословского образования прихожан. Опыт показал, что священник, нетвердый в вероучении, плохо знающий отцов Церкви, не может убедительно ответить на вопросы, а потому иногда теряет образованных прихожан. Кандидат в священнослужители должен сочетать искреннюю веру, православный образ жизни и глубокие познания. Уже восемь лет действует Екатеринодарская духовная семинария, которая готовит новое поколение кубанских священников и помогает получить надлежащее образование тем, кто стал священнослужителем в прежние годы. Еще одно направление, которое открылось в семинарии, – двухгодичные курсы для помощников благочинных по катехизации. Это активные миряне, которые помогают недавно пришедшим в храм разобраться в церковной жизни, получить первые представления о вере и Церкви. Поддержка семинарии, согласно Положению о Митрополии, есть дело всех епархий, в нее входящих. Выпускники семинарии затем возвращаются в свои епархии, где правящий архиерей принимает решение о рукоположении.
— Близится 100-летие главного православного храма Кубани — кафедрального Свято-Екатерининского собора. До этой светлой даты — 7 декабря — осталось не так уж иного времени. Мы знаем, что собор нуждается в достаточно обширном ремонте. Успеет ли храм обновиться? Хотя, конечно, понимаем, что не позолота главное, но тот свет и добро, которые исходят от пастыря.
— Спасибо за Ваш вопрос. Действительно, настоятель кафедрального собора протоиерей Игорь Олжабаев не жалеет своих сил, заботясь о приходе и одновременно готовясь к 100-летию собора. Несколько лет в кафедральном соборе идут ремонтные работы, обновляются росписи, скоро будет готов новый иконостас. Благодаря помощи губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева все могут видеть позолоченный центральный купол собора. И все же работы еще много. А успеет ли собор обновиться к своему юбилею — зависит от всех нас. Позвольте через народную газету обратиться не только к православным кубанцам, но и просто ко всем неравнодушным к духовно-нравственным ценностям, к традициям и истории своего края: давайте внесем каждый свою, пусть малую, лепту в то, чтобы замечательной красоты собор достойно встретил свое столетие.
— И, конечно, о планах митрополии, Ваших личных задумках на 2014 год. Что необходимо осуществить, чтобы все православные, а также те, кто таковыми себя только считает, постоянно посещали Храмы Божии и становились чище, лучше в мирской и духовной жизни?
— Думаю, нам в первую очередь нужно укрепить единство митрополии, усилить работу Архиерейского совета, куда вливаются новые архиереи, чтобы не потерять тех всекубанских инициатив, которые нам уже удалось реализовать в сотрудничестве с администрацией Краснодарского края: это Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, Благовещенский педагогический форум, фестиваль «Величай, душе моя», Екатерининские чтения «Православие и наука в XXI веке», Слет православной молодежи Кубани и некоторые другие. Эти слеты и фестивали являются замечательными площадками для диалога между Церковью и обществом и позволяют раскрыть незнакомую многим красоту и глубину духовного опыта православной традиции. Также каждому архиерею нужно вести серьезную работу с духовенством. Время, в которое нам суждено жить, налагает на пастыря серьезную задачу и сугубую ответственность за вверенную ему паству и не только в ограде церковной, но и за ее границами, где гибнут души, и их необходимо сыскать. Но получится это лишь тогда, если вся жизнь священника, его отношение к людям, его дела, поступки, внутренний мир: внимательность, радушие, обходительность, сострадание, любовь — все эти качества будут соответствовать образу пастыря. У мирян есть своя ответственность, и мне бы хотелось большей взыскательности от народа церковного к себе и своим поступкам, а не почерпнутых из интернета и зачастую ложных обвинений в адрес духовенства. Пусть каждой их мыслью, словом и делом также правит любовь. А любовь, сказано, пребудет вовеки: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8).
Я сердечно благодарю всех сотрудников народной газеты «Вольная Кубань» и ее главного редактора Виктора Александровича Ламейкина за неизменность традиции наших святочных встреч. Поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и Богоявлением, а также с вашим профессиональным праздником — Днем российской печати, который вы недавно отмечали. Желаю всей газетной корпорации и вашим читателям помощи Божией во всех благих начинаниях.
Екатеринодарская епархия/Патриархия.ru