30 ноября 2013 года по приглашению главы Республики Ингушетия Ю.Б. Евкурова председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл прибыл в Ингушетию.
В сопровождении главы республики и епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама митрополит Кирилл побывал в станице Орджоникидзевской, где принял участие в учредительном казачьем круге. В ходе собрания, на котором присутствовали 249 делегатов из субъектов Северо-Кавказского федерального округа, обсуждались вопросы деятельности казачества на территории Ингушетии.
Приветствуя участников круга, Ю.Б. Евкуров отметил, что назрела необходимость положить конец разрозненности казачьего движения в республике, и подчеркнул, что между казаками и ингушами всегда было много общего.
«Мы веками жили бок о бок, перенимали друг у друга обычаи и культуру, поддерживали куначество. Еще до революции сложились традиции совместной службы горцев и казаков. Немало ингушей-офицеров прославили свои имена на службе в казачьих военных формирований», — напомнил глава республики.
По его мнению, возрождение казачества — это веление времени. «Казачество всегда стояло на защите рубежей Отечества, играет и будет играть большую роль в этнополитических процессах и региональной политике на Юге России. Поэтому мы уделяем значительное внимание возрождению этого общественного института в Ингушетии», — заявил Ю.Б. Евкуров.
Отмечая важность реализации потенциала казачества, руководитель региона указал на необходимость «проработать конкретные механизмы участия казачьих подразделений в охране общественного порядка на улицах городов и сёл, патриотическом воспитании молодежи, сохранении культурных традиций».
В своем выступлении митрополит Кирилл выразил надежду, что возрождение казачества в регионе укрепит позиции русского населения и придаст импульс развитию всей республики. Глава Синодального комитета подчеркнул, что много ингушей верой и правдой служили в царском конвое и ни один из них не предал царя. «Надеюсь, казачество, которое возрождается в Ингушетии, перешагнуло через непростой период и пойдет дальше», — заключил архипастырь.
Обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам отметил, что глава Ингушетии «делает очень правильные и необходимые шаги для укрепления мира и благополучия здесь, на Кавказе, и этот день не исключение».
«Сегодня впервые в республике проходит казачий круг, избирается атаман, и можно сказать, что историческая справедливость восторжествует. Испокон веков на Кавказе казаки и горцы проживали вместе, взаимно обогащая друг друга, и наша главная задача заключается в том, чтобы наши потомки могли иметь ту же возможность, что и наши деды и прадеды — жить в мире и согласии, а в трудную минуту — совместно защищать родину», — заявил правящий архиерей Махачкалинской епархии.
Единогласно участниками круга было принято решение о создании Сунженского станичного и окружного казачьих обществ; все присутствующие одобрили также планы вхождения в Терское войсковое общество.
Полномочиями атамана станичного общества был наделен Александр Кузнецов. Окружным атаманом был избран Василий Светличный, председатель Комитета по образованию и науке Народного Собрания РИ.
С одобрением о решении казачьего круга отозвался Юнус-Бек Евкуров: «Знаю Василия Светличного по работе в своей администрации, ныне он успешно трудится в качестве председателя Комитета Народного Собрания республики. Хочу поблагодарить казаков за хороший выбор и пожелать атаману успехов в служении народу».
Митрополит Кирилл и епископ Варлаам посетили новопостроенный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Орджоникидзевская, где в настоящее время предполагается создание монастыря, и возложили цветы к мемориалу памяти и славы в Назрани.
1 декабря, в неделю 23-ю по Пятидесятнице, архипастыри посетили древний храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье Ингушетии. В стенах святыни иерархи совершили пасхальный молебен с чтением пасхального акафиста.
Храм Тхаба-Ерды («двух тысяч святых») расположен близ села Хайрах, на правом притоке реки Ассы. Памятник окончательно не датирован, но, по мнению ученых, первоначальное здание было возведено не позднее XI века. В дальнейшем храм многократно реконструировался и видоизменялся. После упадка христианства в результате монголо-татарского нашествия храм стал святилищем, а затем местом, где заседал средневековый ингушский «парламент» — Мехк Кхел.
По материалам официальных сайтов Ставропольской митрополии и Махачкалинской епархии.
Патриархия.ru