О жизни недавно созданной Георгиевской епархии корреспонденту епархиального сайта рассказал епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.
— Владыка, прошло чуть более полугода, как Вы стали правящим архиереем Георгиевской епархии. Привыкли к новому статусу?
— Думаю, что слово «статус» не совсем подходит в данном контексте. Мне ближе и теплее слово «послушание». Послушание, которое возложено на меня Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священноначалием, не имеет временных границ, а тем более статусов.
До Георгиевска мне пришлось более 25 лет нести различные послушания в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и нигде не приходилось замечать время, потому что процесс исполнения послушаний захватывал меня настолько, что все остальное отходило на второй план. Никогда и мысли не возникало: вот это мне хочется делать, а это — нет.
— Какими были первые впечатления от Георгиевска и георгиевцев, изменились ли они сейчас?
— Мне никогда не приходилось бывать здесь раньше. Прибыл в город в полночь в самый первый день зимы 2012 года. Георгиевск — поселение старинное, с преобладанием частного сектора. Его жители — люди добрые и хлебосольные. Однако полно и объективно оценить место моего нового служения пока сложно, должно пройти еще некоторое время. Вижу, и это радует, что люди, которые ходят в храм, тянутся к глубоким знаниям в вопросах православной веры. Буду бесконечно рад, если в этом поиске смогу помочь им, направить в нужное русло.
— Вы создали епархию с чистого листа. С какими сложностями пришлось столкнуться, с чем удалось справиться? Что остается проблемой по сей день?
— Хочу еще раз подкорректировать вопрос. Епархия создана не мной, ее создал Священный Синод Русской Православной Церкви по представлению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, а мне суждено трудиться над ее благоустройством. В настоящий момент своими силами завершаем капитальный ремонт здания епархиального управления и достраиваем кафедральный собор.
Как ни банально это звучит, но наибольшая, пожалуй, проблема — недостаток финансов. Все работы ведутся исключительно на пожертвования благотворителей, и чтобы приблизиться к поставленной цели, приходится собирать деньги буквально по копеечке. Несмотря на трудности, удалось сделать много. Практически завершены работы в цокольном и первом этажах здания епархиального управления. Второй этаж готов на 75 процентов.
Минувшим летом на территории административного центра Георгиевской епархии действовал детский духовно-патриотический лагерь «Радуга». Перед его открытием были проделаны большие работы по очистке территории, ремонту корпусов и коммуникационных систем. Построены душевые с подачей холодной и горячей воды, приведены в порядок туалеты. В варочном цехе столовой установлено новое современное оборудование, холодильные камеры. В обеденном зале теперь новая мебель. Оборудован медицинский кабинет. За лето в лагере отдохнуло более 250 детей со всей епархии. С ними работали опытные педагоги — играли, возили в паломнические поездки, занимались рукоделием, учили петь и танцевать.
Что касается кафедрального собора, Вы сами можете видеть, что и там немало удалось осуществить: крыша покрывается медью, все оконные проемы закрыты временными заглушками, пять барабанов куполов собора облицованы белым камнем. Скоро начнется монтаж конструкции, на которую будут подвешены колокола, уже оплаченные благодетелями.
Конечно, предстоит еще очень и очень много работы. Но если не опускать руки, а упорно трудиться, то все проблемы, с Божией помощью, будут решаемы.
— Можете про себя сказать: Вы строгий владыка или нет?
— Справедливый. Все зависит от конкретного человека, вернее, от его поступков. Если подчиненный не выполняет благословения, то, конечно, мне приходится быть строгим, порой даже очень. Но если все распоряжения с тщательностью выполняются, то и от меня, соответственно, можно ждать поощрения.
— Удалось ли Вам наладить взаимоотношения со светской властью и бизнес-элитой. Ведется ли работа Церкви и общества в тандеме?
— Такие вопросы не решаются за несколько месяцев. Ведь Церковь и власть — это не деловые партнеры. Отношения должны строиться на более глубоком, духовном основании. Конечно, мы стараемся налаживать контакты, хотя все нелегко. Что касается тандема, когда идут рядом плечом к плечу, — пока об этом говорить рано. Но при наличии взаимопонимания, и если Богу будет угодно, вместе можно будет сделать очень много добрых дел.
— Два раза в месяц Вы общаетесь со своей паствой в Никольском соборе г. Георгиевска и в Александро-Невском храме села Прасковея. Люди могут задать Вам все интересующие их вопросы. Кто был инициатором таких встреч?
— Это моя личная инициатива. Рад, что имею возможность общаться со своей паствой, узнать, какие проблемы ее волнуют, о чем болят души людей, и, по возможности, помочь, утешить. Такие встречи позволяют нам лучше познакомиться.
— Сейчас в СМИ очень модно критиковать Церковь. Как Вы думаете, когда журналисты правы, а когда нет?
— Что есть журналистика? Это вечная погоня за сенсацией. Полицейский получает свой хлеб за поимку преступников, пекарь — за продажу приготовленных им изделий, а работники средств массовой информации — за предоставление в редакцию «горячих» новостей. Вот только если у репортера есть совесть, он не будет искажать или подавать непроверенные факты. Ну, а если наоборот, то тут уже ничего не поделаешь. А ведь нередко мы видим примеры информационной войны, когда статьи в прессе заказные. Чтобы отличить зерна от плевел, надо включать логику, трезво размышлять. Иногда сенсацией выставляются такие несуразные поводы, что становится просто смешно.
— Особенно много споров вызывает у общества вопрос об отношении представителей Церкви к роскоши. Ваш ответ?
— Если мы углубимся в историю, то поймем, что во все века все народы посвящали Богу все самое лучшее. И богатство, изысканность убранства храмов не считались излишними. Наоборот, Церковь — она не тратит, она собирает. То, что принадлежит храмам, принадлежит всей нации. Опять же, разве мало примеров из истории нашего Отечества, когда духовенство именно благодаря церковному имуществу спасало тысячи людей от голода, собирало армии на защиту от супостатов, делая это бескорыстно. Именно Церковь объединяет всех людей. Не будет ее — не будет и державы.
Если говорить о конкретных представителях Церкви, то здесь у каждого свое понимание роскоши. Кто-то, живя в избушке, радуется, благодарит и славит Бога. А кто-то, имея, скажем так, роскошный дворец, всем недоволен. Но есть ведь и такие, кто, имея дворец, благодарит и славит Бога — и имеет при этом чуткое к чужой боли сердце, побуждающее использовать материальное богатство для помощи слабым, больным, бедным.
— Еще до епископской хиротонии Вы занимались издательской деятельностью, а как только вступили на кафедру, запустили несколько новых проектов и возобновили работу некогда существовавших. Официальный сайт, журнал «Георгиевский епархиальный вестник», детская газета «Николушка»... Остановитесь ли Вы на этом? Есть ли какие-то планы на самое ближайшее будущее?
— Конечно, на достигнутом останавливаться нельзя. То, что мы имеем сейчас, весьма неплохо для начала. Самое главное — привлечь к нашим проектам как можно больше читателей, то есть выбрать такую информационную политику, которая максимально будет соответствовать и нашим, и их интересам. А наши интересы, прежде всего, это духовное развитие читателей. Поэтому епархиальный информационный отдел никогда не будет стоять на месте. Мы будем выбирать новые темы для публикаций, улучшать качество полиграфии и фотоиллюстраций. В самом ближайшем будущем задача номер один — создание и совершенствование периодических изданий и интернет-сайтов благочиний и приходов.
— Как Вы оцениваете роль средств массовой информации в формировании сознания людей? Могут ли церковные СМИ конкурировать со светскими изданиями?
— СМИ играют огромную роль в формировании сознания людей. Но, увы, это формирование чаще происходит не в том направлении, в котором бы хотелось. Разве мало мы видим с экранов телевизоров сцен насилия, крови, убийств? А ведь это все ложится на подсознание грязными пятнами, и очиститься от них очень тяжело. Особенно жалко детей, которые воспитываются среди всего этого информационного шума и беспредела.
Никогда бы не стал рассматривать церковные средства массовой информации с точки зрения их конкурентоспособности. По общепринятым в светских СМИ понятиям, зрелищно и читабельно и всегда пользуется большим спросом то, что можно назвать словом «шоу». Православные СМИ никогда не будут создавать «шоу», подогревать страсти читателей или щекотать нервы. Их задача рассказывать о жизни Церкви и свидетельствовать об истине. Это особое информационное направление, предназначенное, в первую очередь, для тех, кто слышит в своем сердце голос Бога и хочет следовать за Ним.
— Много ли молодежи Вы видите в церкви на службе? Если нет, то почему? Как можно повлиять на поколение NEXT в этом вопросе?
— Во всех храмах епархии, которые мне уже довелось посетить, на службах была молодежь. И это радует! Конечно, желательно, чтобы парни и девушки ходили в храм чаще, а их там было больше, чем сейчас. Но у каждого человека свой путь к храму, и только Господь способен сделать так, чтобы этот человек туда пришел. Однако неправильно думать, что если Господь Сам не позвал и не привел юношу или девушку в храм, то мы, люди, ничего не должны делать. Человека нужно с детства воспитывать духовно, готовить к встрече с храмом и с Богом, чтобы этот человек мог расслышать в своём сердце зов: «Иди ко Мне!» Отвечать за духовное воспитание своих чад должны, прежде всего, родители. Но если сейчас не все мамы и папы ходят в храм, если крестные не ходят туда, — кто сможет рассказать своему сыну и дочери то, о чем сам не имеет никакого понятия?
К счастью, молодость прекрасна с той точки зрения, что это время активного исследования молодым человеком окружающего мира. Юношам и девушкам хочется все попробовать и пережить первые впечатления от встречи со всем непознанным, которые чаще всего бывают такими сильными, что запоминаются на всю жизнь. Поэтому мне бы хотелось сказать молодым людям: «Исследуя мир, не забудьте заглянуть в православный храм. Перебирая новые для вас книги, возьмите в руки и прочтите Евангелие. Делая необходимые мирские дела и получая от них удовольствие, попробуйте делать добрые дела милосердия, чтобы узнать, как может радоваться душа. Когда радуетесь, скажите об этом не только родителям и сверстникам, но и Богу — поблагодарите Его за те события, которые стали источниками вашей радости. А если вам грустно и плохо, войдите под своды храма и спросите у Небесного Отца: «Ты звал меня? Почему? Может быть, я что-то не так сделал?»
— Вопрос о казачестве. В Краснодарском крае, например, можно увидеть, что казачье войско прочно заняло свою нишу в жизни Кубани. Казачьи дружины патрулируют город наряду с полицейскими, казачьи классы — само собой разумеющееся явление, по инициативе казаков даже улицам вернули их исконные названия. Возможно ли применить практику соседнего региона и на Ставрополье? Актуально ли это? Или же доблестное казачество осталось в прошлом, в дореволюционном периоде страны?
— Краснодарский край, если говорить о казачестве, приятное исключение из общероссийского правила. Такая практика — заслуга, прежде всего, руководства края и лично атаманов конкретных казачьих обществ. Почему на Ставрополье не так активны представители древнего и славного войска? Не будем далеко ходить в поисках ответа. В нашем городе довольно большое казачье общество, более трех сотен человек. Относительно недавно, 17 июля, состоялся общегородской крестный ход в память святых Царственных страстотерпцев. В нем приняли участие от силы полтора десятка георгиевских казаков. Почти нет казаков и на службах в храмах, и на наших с прихожанами ежемесячных встречах. О чем это говорит? О том, что среди казаков мало людей воцерковленных, и желания поддерживать церковные инициативы у них нет. А ведь в основе всех принципов казачества — Православие. Но и помимо вопросов духовных нашими казаками мало что делается. За девять лет правления действующего атамана в городе не открыт ни один казачий класс. То есть, не старается нынешнее казачье руководство воспитать подрастающее поколение в лучших своих традициях. Кто же тогда придет им на смену?
Конечно, Ваш вопрос затронул актуальную тему. Очень бы хотелось, чтобы не только Ставрополье, и в частности территория нашей епархии, но и другие субъекты Российской Федерации, где есть казаки, брали пример с Кубани. Пока же остается только вспоминать известную поговорку преподобного Амвросия Оптинского: «Нам было бы лучше, если бы мы были лучше», и работать с теми, кто хочет нас слышать и готов сотрудничать.
— Будут ли на территории епархии открываться православные учебные заведения?
— Обязательно будут, мы об этом много думаем. Есть планы и есть уверенность, что с Божией помощью они осуществятся. Но пока конкретизировать рано, во всяком случае, не в этом году. Епархия создана недавно, много еще текущих неустройств. Наведем должный порядок и тогда уже займемся учебными заведениями.
Беседовала Дарья Лазуткина
Патриархия.ru