О роли научного знания в церковной жизни в интервью порталу «Приходы» размышляет управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский Антоний.
— В июне на заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только чадолюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества». По Вашему опыту, каковы основные вызовы, которые бросает священнослужителям современное информационное общество?
— Если говорить о вызовах именно информационного общества, то, конечно же, главный вызов заключается в формирующемся на наших глазах принципиально новом взаимоотношении между человеком и информацией. Вспомните, как еще 20-25 лет назад мы испытывали очевидный информационный голод. Каждая новая книга на богословскую тему сразу же становилась библиографической редкостью, переиздания переводов святоотеческой литературы быстро раскупались в церковных лавках. Я уже как-то говорил в одном интервью, что еще в 80-е годы Библия была чрезвычайно редкой книгой, а рядовые прихожане от руки переписывали молитвословы и акафистники, потому что не так-то просто было их купить.
Сегодня ситуация изменилась. Доступ к информации настолько упростился, что саму эту информацию люди перестают ценить. Сегодня за полминуты можно найти и скачать из Интернета практически любое святоотеческое сочинение. Уже нет нужды разыскивать в библиотеках редкие издания позапрошлого века, поскольку большинство из них легкодоступно во всемирной сети.
Современный человек пресытился информацией и почти потерял к ней интерес. Я бы сказал, что информация для современного человека «десакрализовалась». Поколение, которое сейчас растет, едва ли можно чем-то удивить. И потому нужно искать новые подходы к пастырской деятельности в таком обществе.
— Какие, на Ваш взгляд, образовательные курсы могли бы дополнить корпус знаний и навыков, необходимых будущим священнослужителям? Может ли понадобиться священникам, например, получение систематических познаний в области психологии?
— Все то, что я сказал о современном информационном обществе, как раз и толкает нас к поиску принципиально новой парадигмы образования. В прежние десятилетия главное, чему вузы стремились научить студента, — это умение находить информацию. Теперь вопрос стоит иначе. Поиск информации перестал быть проблемой. Теперь человек должен уметь ориентироваться в переизбытке информации. Каждый из нас сегодня стоит на пересечении множества информационных потоков, из которых нужно уметь выбрать лишь необходимое, отбросив все лишнее. На самом деле, это ведь аскетическое усилие! Именно этому всегда учили церковные писатели. Нужно уметь различать, что тебе на самом деле нужно и что является избыточным.
Если же говорить о тех новациях, которые нужны сегодня в духовной школе, то, бесспорно, необходимо изучать и психологию, и педагогику. Впрочем, эти предметы уже давно и прочно вошли в программу не только Киевских, но и других духовных школ. Мы пытаемся вводить в учебную программу и другие новые предметы. Например, у нас есть курс «Государственно-церковные отношения», который читает народный депутат Украины Андрей Леонидович Деркач. Введен предмет «Социальная доктрина Церкви», в котором основное внимание уделяется изучению Основ социальной концепции. Уже более пяти лет в Киевской духовной семинарии преподается чрезвычайно актуальный для нас предмет — история церковных расколов. Также у нас был опыт чтения спецкурса по церковной журналистике. Преподаются основы жестового языка, что позволяет желающим освоить этот важнейший инструмент проповеди для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, мы стремимся усилить преподавание новых иностранных языков.
Однако все же надо понимать, что наши возможности ограничены. Внедрение новых предметов не должно приводить к сокращению часов, выделяемых на изучение Священного Писания, догматики, литургики и других сугубо церковных дисциплин. Обновление учебных планов не должно происходить за счет сокращения часов, выделяемых на базовые предметы.
— Зачастую священник становится хранителем памятника истории — храма, вокруг которого собран приход. Как Вы думаете, должен ли он еще в духовной школе получить некую базу знаний по истории, искусству и архитектуре, которые помогут ему при контактах с искусствоведами, проведении реставрационных и консервационных работ?
— Мы думали над этим вопросом. И пришли к однозначному выводу о необходимости давать будущим священникам знания не только об истории церковного искусства, но и о современных подходах к сохранению и реставрации памятников.
Еще более важно, чтобы священник был знаком с действующим законодательством, регулирующим эту сферу. В нынешнем году мы подписали договор о сотрудничестве с Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником. Заповедник является одним из наиболее авторитетных в Украине учреждений, занимающихся, в том числе, и реставрационной работой. Подписанный договор предполагает, что Киевская духовная академия совместно со специалистами заповедника будет разрабатывать учебные курсы (или, скорее, спецкурсы), посвященные охране и реставрации памятников искусства. В настоящее время уже разработаны проекты программ таких курсов. Надеемся, что с нового учебного года мы будем вводить их в учебный процесс.
— Когда выпускники духовных школ приступят к порученному послушанию на приходе, им, несомненно, придется столкнуться с необходимостью организации социального, миссионерского служения, окормления военнослужащих и заключенных. Есть ли у них возможность получить теоретическую базу и практические навыки уже во время обучения?
— Как я уже сказал, у нас есть в программе предмет «Социальная доктрина Церкви», преподается у нас и миссиология. Но тут, конечно же, решающее значение имеют практические навыки. Потому мы всячески поощряем посещение нашими студентами военных частей и пенитенциарных учреждений. Кроме того, наши студенты уже во время учебы несут послушание в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и иными военными формированиями Украины, где также имеют возможность приобрести практический опыт.
— В Киевских духовных школах развита информационная деятельность? Какие навыки и какой опыт получают будущие клирики, участвуя в ней?
— У нас есть официальный сайт, на котором трудятся, прежде всего, студенты. Именно студенты являются фотографами и авторами новостей, размещаемых на сайте. Редактором сайта является преподаватель — архимандрит Сильвестр, который курирует работу студентов.
Кроме того, силами студентов выпускается в свет журнал «Академический летописец». Он выходит два раза в год (в конце первого и в конце второго семестра). Статьи сюда пишут также преимущественно студенты. Они же занимаются дизайном и версткой. Я как главный редактор журнала лишь просматриваю уже подготовленный студентами номер перед сдачей его в печать.
Также в значительной мере силами студентов было подготовлено полное электронное переиздание всех номеров журнала «Труды Киевской духовной академии». Сейчас ведется перевод в электронный формат журнала «Руководство для сельских пастырей», который издавался до революции Киевской духовной семинарией. На сайте Киевской духовной академии также создана электронная библиотека, где можно читать книги онлайн.
Так что у наших студентов есть немало возможностей приобрести навыки работы в информационной сфере. Обычно инициативные студенты сами изъявляют желание принять участие в реализации подобных проектов. И мы всегда идем им навстречу.
— Святейший Патриарх также упомянул о том, что при подготовке священнослужителей не следует замыкаться на гуманитарных науках. Например, в прошлом году Общецерковной аспирантурой совместно с Библейско-богословской комиссией были организованы курсы повышения квалификации по современному естествознанию для преподавателей духовных школ. А как с современной научной картиной мира знакомятся студенты? Существует ли обзорный естественнонаучный курс в программе духовных школ, или преподавание этих знаний ведется в других формах?
— Специального курса по современному естествознанию у нас нет. Предполагается, что основные аспекты современной научной картины мира в ее сопоставлении с религиозным мировоззрением студенты должны усвоить в рамках курса «Наука и религия» (у нас он читается на четвертом курсе семинарии). Кстати, преподаватель этого предмета прошел упомянутые Вами курсы повышения квалификации, организованные Общецерковной аспирантурой.
Из негуманитарного блока, пожалуй, можно упомянуть еще преподавание в нашей духовной школе курса основ компьютерной грамотности. Сегодня практически у каждого студента есть персональный компьютер, но далеко не каждый умеет использовать все те возможности, которые он предоставляет. Мы пытаемся научить этому наших студентов.
— Сотрудничают ли Киевские духовные школы со светскими вузами? В каких областях, по каким направлениям?
— У нас подписаны договора о сотрудничестве с несколькими как отечественными, так и зарубежными вузами. Например, в 2013 году мы подписали такие договора с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и с богословскими факультетами Белградского университета и Университета в Восточном Сараево. Сейчас ведутся переговоры о подписании еще нескольких подобных договоров.
В рамках этих договоров мы реализуем совместные научные и издательские проекты, планируем организовать обмен студентами и преподавателями. Например, с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» мы сейчас работаем над созданием большого энциклопедического словаря «Киевская духовная академия в именах», который должен выйти в свет в 2015 году к 400-летию Киевских духовных школ. Совместно мы также выпустили в свет монографию доцента кафедры философии и религиоведения «Киево-Могилянской академии» Сергея Ивановича Головащенко, посвященную истории библеистики в КДА. Сейчас С.И. Головащенко читает в Киевской духовной академии спецкурс. Кроме того, мы проводим совместные конференции и семинары.
Сегодня особой сферой сотрудничества со светскими вузами стал поиск моделей государственного признания духовных учебных заведений. Кроме того, светские высшие учебные заведения в Украине проявляют интерес к теологии как учебной и научной дисциплине. И в этом также заключается одно из направлений сотрудничества. Например, в минувшем году Классический приватный университет города Запорожье получил лицензию Министерства образования на выпуск бакалавров православного богословия. Они сразу же обратились в Киевскую духовную академию с предложением принять участие в подготовке этих специалистов. Мы подписали с университетом соответствующий договор и будем оказывать поддержку этому важному начинанию.
— Святейший Патриарх Кирилл говорил о необходимости превращения духовенства еще и в «интеллектуальный класс» нашего общества. Что, по Вашему мнению, могут сделать для этого духовные школы?
— Это чрезвычайно важный и в то же время очень непростой вопрос. Будем говорить откровенно: за последние десятилетия в Церкви сложилось весьма сдержанное отношение к интеллектуальности как таковой. Ведь зачастую на приходском уровне у нас культивируется нигилистическое отношение к человеческому знанию. Нередко приход человека в Церковь, воцерковление означает для него отказ от прежней интеллектуальной активности. Бывает, что воцерковление сопровождается уходом в специфическую субкультуру, которая противостоит любым воздействиям извне. Потому призыв Его Святейшества превратить духовенство в «интеллектуальный класс» является чрезвычайно смелым и в определенном смысле даже революционным. Ведь это, на самом деле, призыв к творческому переосмыслению роли человеческого разума в церковной жизни. Сегодня мы не должны бояться принять этот мир таким, каков он есть, чтобы нести в этот мир Евангельскую весть теми средствами, которые этот мир способен воспринять. А это значит, что духовенство должно совершенно по-новому взглянуть на свое служение. Понятно, что это творческая задача и для духовных школ.
— Одним из отличий духовных школ от светских вузов можно назвать то, что воспитание студентов в семинариях является столь же важной составляющей деятельности, как и образование. Как бы Вы охарактеризовали цели такого воспитания?
— Цель духовной школы — это, прежде всего, подготовка священнослужителей. Как Священное Писание, так и канонические правила предъявляют к священнику именно нравственные требования. А значит, подготовка священника предполагает не только усвоение знаний, но и нравственное воспитание. Конечно, невозможно заставить человека стать святым. Человек сам должен вести духовную борьбу с грехом, побеждать в себе греховные навыки. Но все же школа должна указать путь духовного совершенствования. Школа должна привить любовь к богослужению, любовь к молитве. В этом цель, к которой нам необходимо стремиться.
Патриархия.ru