Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Двадцать лет на Вологодской кафедре. Беседа с архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом

Двадцать лет на Вологодской кафедре. Беседа с архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом
Версия для печати
24 апреля 2013 г. 16:15

В апреле 2013 года исполнилось 20 лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Вологодского и Великоустюжского МаксимилианаВ интервью епархиальной пресс-службе владыка рассказал о своем служении.

— Дорогой владыка, от имени всех сотрудников и посетителей нашего сайта поздравляю Вас с этой датой, значительной, конечно же, не только для Вас лично, но и для всех нас. Вы, конечно, хорошо помните солнечное апрельское утро, когда впервые вступили на вологодский перрон…

— Хочу уточнить: в тот день в конце апреля я впервые приехал в Вологду как архиерей, но в городе этом, как в других местах северной Фиваиды, и до того не раз бывал в паломнических поездках. Посещал Ферапонтово, Кириллов, был в Покровском, так что представление о епархии имел. Главное, я хорошо знал, какие великие святые здесь подвизались, и молитвенно обращался к ним за поддержкой. Без помощи вологодских подвижников нам было бы трудно сделать то, что сделано.

— За 20 лет число приходов в епархии выросло с 34 до 97, воскресных школ было очень мало, а сейчас их больше 50; ежегодно освящаются и возводятся новые храмы и часовни… Но это — количественные показатели, важные, но не определяющие жизнь православной Вологодчины. А с духовной точки зрения — есть ли какие-то изменения в обществе, в людях?

— Изменилось многое, и я сам тоже изменился. Мое отношение к явлениям тоже изменилось, поэтому моя оценка субъективная.

Да, мы приобрели больше возможностей и свободы, человек может полнее себя реализовывать, раскрывать свои способности. Возьмем духовную литературу — сейчас не только Евангелие и Библию, но и многие другие замечательные христианские книги можно найти. А в советское время достать Библию можно было только по большому блату.

Русская Православная Церковь не испытывает больше государственного давления, которое 70 лет сковывало жизнь православных приходов. Но сколько грязи льется с экранов телевизоров, из Интернета! «Бери от жизни все!» — вот чему учат молодежь. О цели земной жизни, об идеалах, о том, что строить жизнь нужно по законам добра и духовной красоты, о будущей загробной жизни, существование которой убедительно доказывает медицина, — об этом почти не говорят. Часто звучат слова о любви. Но что значит это слово в том понимании, какое нам сейчас навязывают? Любовь в христианском понимании — это готовность принести жертву для любимого, чем-то поступиться ради него. Кстати, и в советское время в людях тоже воспитывали понимание любви как служения — семье, любимому делу, Родине.

Сейчас этого нет. Сейчас для многих любовь — это прикрытый эгоизм; я люблю того, кто мне дает что-то приятное. На первом плане эгоизм, и это приводит к печальным последствиям, в конечном итоге разрушает общество. По уровню коррупции мы находимся на одном из первых мест в мире, страна погрязла в пьянстве. Это же надо, в России приходится больше 15 литров чистого алкоголя на душу населения! По данным Всемирной организации здравоохранения, 8 литров чистого алкоголя на душу населения — тот порог, за которым начинается угасание этноса! В Англии до пенсии доживают 90% юношей, а в России — 40%. Пьянство ведет к повышению уровня преступности. По данным МВД, около 80% убийств и почти 50% самоубийств совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Распространенным пороком стала наркомания, о которой раньше мы только слышали.

— Выходит, общество, получив свободу, начинает разлагаться…

— Да, вероятно, мы не доросли еще до той свободы, в которой живем, она принесла нам негативные явления. Но сама-то свобода в этом не виновата, виновато наше неправильное понимание, неправильное отношение к ней.

Свобода — это не произвол. Свобода должна быть в добре, а не во зле, а у нас все смешалось. Помните, в раю запретными для первых людей были плоды на древе познания добра и зла; то есть там было смешано и добро, и зло! И сейчас в нашем обществе мы видим смешение и того, и другого. А результат этого? Проблем уйма: рост преступности, рост самоубийств, коррупция, демографические проблемы. Мы видим, что нация физически ослаблена, нравственно деградирует. Посмотрите, сейчас квалифицированного специалиста рабочей профессии найти практически невозможно. Редкий молодой человек хочет быть каменщиком, печником, токарем… Зато все стремятся стать юристами, банкирами. Раньше рабочие профессии были в почете, квалифицированные рабочие очень хорошо зарабатывали, снимали фильмы, которые их прославляли. А сейчас — о чем многочисленные сериалы, заполняющие все телеканалы?.. О таких изменениях можно говорить только с сожалением.

— То есть, за эти годы мы больше потеряли, чем приобрели?

— Пожалуй, да. Митрополит Иоанн (Снычев) сказал, что Петр I больше разрушил, чем создал. Может быть, и по отношению к нынешней ситуации в обществе можно то же самое сказать. Сейчас уже громко говорят, что нужно возродить многое из того, что было в Советском Союзе.

Возьмем отношение к физическому здоровью нации: СССР на всех Олимпийских играх всегда боролся за первое место. Какое место Россия заняла на зимней Олимпиаде 2010 года в Ванкувере? Одиннадцатое! И сейчас мы мечтаем о месте в пятерке… Это говорит о многом. Крупные соревнования — Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы — это своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает состояние физической культуры в стране. В советское время был сделан упор на массовый спорт, который нес оздоровительный эффект, — и у нас была здоровая нация, здоровые дети, крепкие защитники Родины.

После института я работал преподавателем, домой ездил на электричке. Помню, подъезжаешь к станции, видишь две лыжни: по одной люди шли в лес, по другой возвращались. И почти всегда, особенно по выходным, на трассе люди. Уже в наше время приезжаю — ни одной лыжни, все запорошено снегом. Никто лыжами не занимается. А ведь они приносили большую пользу, и денег много не требовалось на инвентарь, зато пользы для здоровья очень много.

Не радует и духовная сторона спорта. Сейчас спортсмены гонятся за деньгами, а раньше боролись за честь своей страны. Происходят просто безобразные случаи. Несколько лет назад две наши конькобежки подрались прямо в раздевалке — одна не захотела бежать за команду… Об этом много писали. Помню заявление тренера в ответ на вопрос, почему его подопечные такое себе позволяют: «Я же их не воспитываю, только тренирую. Как они себя ведут, это не мое дело!» Это меня расстраивает.

Когда советских конькобежцев тренировал знаменитый Константин Кудрявцев, наши побеждали на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Константин Константинович был чемпионом мира, и тренером стал великим. Он своих ребят не только быстро бегать на коньках учил, он их развивал, воспитывал: в кино с ними ходил, на мандолине им играл… И какое было созвездие чемпионов — Виктор Косичкин, Евгений Гришин, Лидия Скобликова… Когда Лидия Скобликова на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году завоевала свою четвертую золотую медаль, подруги на руках несли ее в раздевалку — так радовались ее победе.

— Наверное, тоже могли бы обидеться: что она все золото забрала, могла бы и поделиться наградой, пропустить вперед… Тоже ведь повод для выяснения отношений.

— Тогда было нормально радоваться за друзей, потому что победа каждого была общей, и радость была общей. В Саппоро — это 1972 год — Вячеслав Веденин выиграл последний этап эстафеты — несмотря на то, что наши уже здорово уступали соперникам. И его товарищи по команде на руках несли, и его победе радовались. А сейчас товарищи по команде дерутся… Это меня, конечно, не только расстраивает, но и настораживает. Куда идем?

Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертэн писал: «О, спорт, — ты мир!» Сейчас спорт — чаще всего коммерция, в нем главным становятся деньги. А где коммерция, там мира нет, там конкуренция; там нет и друзей, только компаньоны. Раньше в спорте не было «космических» гонораров, какие сегодня получают некоторые хоккеисты, футболисты. Да, и раньше спортсмены получали хорошие деньги, но не запредельные. Зато ученые получали много. Помню, у нас в поселке жил профессор, он мог себе позволить построить дом — редко у кого там была такая возможность. А сейчас профессор не может выписать нужную ему литературу, у него нет на это денег, он получает меньше иного спортсмена. Ученый — это созидатель, а что спортсмен создает?

— Владыка, как перевернуть эту пирамиду, которая стоит углом вниз? Возможно ли?

— Я считаю, возможно. Да, это непросто, это трудно — но возможно. Мне кажется, какие-то шаги в этом направлении делаются. Президент России В.В. Путин говорил о возрождении комплекса ГТО, о необходимости борьбы с пьянством, о некоторых других хороших вещах, что были в советское время. Вспоминая, как боролись с пьянством в конце 80-х годов прошлого века, мы чаще говорим о перекосах — виноградники погубили, людей за выпивку с работы снимали. Да, это было. Но было и другое. Известный пропагандист трезвого образа жизни Владимир Жданов говорит, что дети, родившиеся в то время, когда государство боролось с пьянством, были здоровыми, крепкими. А вот среди тех, кто родился в 90-е и позже, все больше больных.

— Наверное, на здоровье детей влияет не только трезвость родителей?

— Недавно в семье одного нашего священника родилась дочка, уже третья. Медики всех новорожденных оценивают по 10-балльной системе, чаще всего ставят 6-7 баллов, редко 8, это считается очень хорошо. Дочке священника поставили знаете сколько? 9,8! Почему так? Да потому что православные они, ведут здоровый образ жизни, вот и дети здоровые, крепкие. А ведь матушке уже сорок, медики считают — поздновато для родов У нас немало многодетных священников — есть семьи, где четверо, пятеро детей, у одного батюшки среднего возраста уже семеро деток.

Пример правильного отношения к жизни православные показывают, но следуют ему далеко не все. Иной раз видишь на улице девушку с сигретой и банкой пива, и думаешь: «Какие же дети у нее будут…»

— О современной молодежи сейчас говорят в основном негативно, и во многом справедливо. Но ведь есть не только такие молодые люди, которые курят и пиво пьют на улицах. На службах в храмах все больше молодых лиц — и среди прихожан, и среди священнослужителей. Вы, владыка, много лет преподаете в Вологодском православном духовном училище, знаете молодые кадры священнослужителей как никто другой. В какую сторону они изменились за 20 лет?

— Конечно, молодежь церковная во многом отличается от своих сверстников, всецело увлеченных мирскими занятиями. Из нашего училища за 20 лет вышло немало священнослужителей, больше половины священников и диаконов епархии закончили ВПДУ. Но и на наших учащихся влияет мир, мы ведь не на Луне находимся и не с неба к нам поступают люди.

В училище стало меньше учащихся, особенно на отделении ставленников, которое готовит священнослужителей. В текущем учебном году пришлось с двумя расстаться: оказалось, случайные люди, которые еще не определились со своим местом в жизни. А вот в советское время, если человек шел в семинарию, это был твердый, осознанный выбор, и он был связан с риском — учеба в семинарии могла сильно затруднить дальнейшую жизнь. Если человек все же не решался связать свою жизнь с Церковью, о светской карьере ему приходилось забыть… Сейчас же молодым людям легче прийти в Церковь, так же легко и уйти. Никаких негативных последствий… Не все, конечно, уходят, и молодых людей действительно больше на службах, чем 20 лет назад. Но проблема эта есть…

— Владыка, Вы были участником недавней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором О.А. Кувшинниковым.

— Да, мы вместе с Олегом Александровичем пригласили Его Святейшество на празднование 500-летия обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского, и Святейший Патриарх Кирилл принял приглашение. Беседа была довольно долгой: Олег Александрович рассказывал о Вологодской области, ее экономике и населении, культуре и природе. Губернатор рассказал о сложном положении области и о путях выхода из него. Святейший Патриарх поделился своим опытом выхода из сложных ситуаций, вспомнил, как он поднимал Смоленскую епархию, как строил храм Христа Спасителя в Калининграде. Приезд Святейшего Патриарха — очень важное событие, и нужно хорошо подготовиться к нему.

— Уже довольно длительное время в области идет подготовка к созданию в Вологде филиала Всемирного русского народного собора. Этот вопрос поднимался на встрече?

— Да, речь об этом заходила. Такие филиалы уже созданы в некоторых епархиях — например, Белгородской, Благовещенской. Они объединяют силы светской и церковной общественности, заинтересованные в развитии нашей культуры, науки, образования, экономики. Святейший Патриарх одобрил эту идею, согласился с ней и губернатор Вологодской области. Надеюсь, что такой филиал будет создан. Люди этим занимаются деятельные, энергичные, и эта общественная организация может принести немалую пользу.

— Сейчас реалии жизни другие, общество по-другому смотрит на Церковь, Церковь иначе воспринимает общество, чем 20 лет назад. Но есть ведь вещи неизменные, есть вечные духовные ценности, и наша материальная жизнь, мне кажется, зависит от духовной гораздо больше, чем порой кажется. Как Вы думаете, в чем сегодня главная проблема духовной жизни и как ее можно решить?

— Есть аксиома: дух творит себе форму. Если мы внимательно смотрим за тем, что человек творит, можем многое сказать о творце: по музыке можно судить о композиторе, по живописи — о художнике, по литературному произведению — о писателе, по архитектуре — об архитекторе. Если приглядеться к тому, что сейчас происходит вокруг нас, увидим два полюса. С одной стороны, в обществе идут открытые сатанинские процессы; сатанинским называется то, что борется с Богом, что искажает Его творение. Противоестественные вещи пытаются навязать людям как норму поведения, норму жизни. С другой стороны, мы видим возрастающее количество храмов, монастырей, часовен, большое количество православной литературы.

Впрочем, если внимательно присмотреться, даже в созидательной стороне можно увидеть то, что беспокоит. Беспокоит, что люди увлечены внешней деятельностью; многие забывают о внутреннем делании, а ведь именно оно определяет нашу жизнь. Если бы самым главным было внешнее делание, то есть политическое устроение государства, его экономика, его армия, уровень культуры и искусства в государстве, то Христос, наверное, родился бы не в бедной семье плотника, а в семье императора, и устроил бы прекрасную жизнь на земле. Было бы единое государство с отличными социальными условиями для всех, не нужна была бы армия, которая требует огромных средств. Спаситель дал бы нам прекрасные законы, показал бы образцы высокого искусства. Но все это не главное, и Священное Писание об этом не раз говорит. «Сыне, даждь Ми сердце твое» — обращается Господь к каждому из нас. Сердце, а не автомобиль, дом, не песню или роман, даже не храм. Внутреннее, а не внешнее. К сожалению, сейчас даже некоторые верующие именно внешнее считают главным.

Между тем, спасительная миссия Церкви осуществляется с помощью наших усилий и может быть успешной лишь в том случае, если мы сами стремимся к спасению. А значит, активная внешняя деятельность должна основываться на внутреннем духовном труде. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Главное старание у нас должно состоять в том, чтобы дух всегда прилеплялся к Богу. Дело это прекрасно изображается в Евангелии в лице Марфы и Марии. Марфа, хотя и святым делом занималась, так как услуживала Самому Господу, а Мария внимала только духовному учению, однако Господь предпочел последнюю первой… Господь, говоря: заботишься и суетишься о многом, а нужно немногое или даже только одно, поставляет высшее благо не в делании, а в созерцании Бога. Похваляя Марию, Господь тем показал, что Марфу считает ниже ее. Следовательно, Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Ибо телесное служение не может постоянно пребывать с человеком, а служение Марии никогда не может вовсе кончиться», оно продолжится в вечной жизни.

Если правильно внутреннее устроение — то и внешнее будет правильным. Историки пришли к выводу, что рабовладельческий строй пал благодаря христианству. Суть нашей веры заключается в любви к ближнему. А любовь к ближнему — это проявление любви к Богу. Апостол Павел в послании к Филимону просит принять беглого раба как брата возлюбленного. Во времена, когда раб был вещью, когда хозяин мог с ним делать все, что угодно, это было переворотом в сознании. Оказывается, если всех любить как братьев, нет разницы, кто какое положение в обществе занимает, — начальник или подчиненный, раб или господин. Вот рабовладельческий строй и пал.

— Владыка, современная жизнь наполнена заботами исключительно материальными, и каждое дело кажется самым важным. Как тут разобраться, что пойдет на пользу душе, а что — нет?

— Не следует забывать о том, что любое дело должно делаться не ради результата, ради конкретной пользы, а для того, чтобы усовершенствовать душу. Авва Дорофей пишет, что если во имя дела мы теряем мир — тогда, пусть и в совершенстве исполняем намеченное, совершаем 1/8 дела. А вот если мы и ничего не добиваемся, но сохраняем мир с людьми, это 7/8 дела. Преподобные Варсонофий Великий, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и другие великие святые Отцы говорили, что дело, совершаемое без смирения, не приносит нам никакой духовной пользы.

К сожалению, сейчас я редко вижу, чтобы люди совершали какие-либо дела со смирением или ради приобретения оного. Увы, часто мы выполняем дела ради успеха, ради положительного результата, забываем о необходимости сохранять мир в душе. Таким образом, мы оказываемся пойманными на удочку лукавого, то есть начинаем гордиться, тщеславиться своими внешними успехами. А тщеславный раб, как говорил один из святых отцов, — это бесплатный работник. Он не получит духовной награды за свои труды, в лучшем случае — не будет наказан за гордость, но может и этого не заслужить. Такое положение меня очень беспокоит.

По слову апостола Иоанна Богослова, все, что в мире, — это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Это три кита, на которых стоит сатанинская сила. Похоть плоти — телесные удовольствия. Похоть очей — желание обладать тем, что видим. Гордость житейская — это слава, честь. Именно эти страсти изгнали человека из рая. Запретный плод был угоден для чрева, красив для глаз и давал власть надо всем: «Будете яко бози», — обещал сатана Адаму и Еве.

Эти качества свойственны всем людям. Но если мирские люди их грехами не считают, мы понимаем их суть. И если мы не будем с этими грехами бороться, какие же мы тогда христиане?! Мы тогда будем отличаться от мирских только тем, что носим какое-то особое облачение, чаще ходим в храм, постимся. Это все внешние атрибуты; они важные, но не самые главные. Это только средства для исправления своей души. И если мы будем ограничиваться лишь внешними атрибутами, мы не сможем спастись. На Страшном Суде Господь нас спросит о том, как мы относились к окружающим нас людям: накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, посетили ли находящегося в больнице или темнице. Как мало от нас требуется! Господь не требует исцелить больного, освободить узника. Он требует только совершить дело любви — посетить. Да, надо совершать внешние дела, но они должны подкрепляться нашим внутренним расположением; только тогда они будут иметь ценность в очах Божиих.

— Когда мы вспоминаем какой-то отрезок времени, обычно говорим о событиях, которыми он ознаменовался. Но время это не только события, но и люди. Владыка, были у Вас на Вологодчине встречи, которые стали событиями в вашей жизни? Какие люди Вас поразили, удивили, запомнились?

— Прежде всего, событиями были встречи со Святейшим Патриархом Алексием, который в 2007 году посетил нашу вологодскую землю. Одно дело — читать его проповеди, послания, видеть выступления по телевизору, и совсем иное — живое, непосредственное общение. Это так же, как музыка: хороша, конечно, она в записи, но живое исполнение очень сильно отличается. Святейший Патриарх Алексий был мощной, сильной личностью.

Конечно, и в епархиальной церковной среде у меня были замечательные встречи. Вручил я как-то одному человеку церковную награду, а он подошел ко мне после церемонии и попросил: «Владыка, если можно, больше меня ничем не награждайте». Я удивился, почему, а он ответил: «Чем больше наград получишь здесь, тем меньше там». Видно, что это смиренный человек, он думает о будущей жизни и старается подготовиться к ней в жизни земной.

Замечательная личность протоиерей Константин Васильев, многолетний настоятель кафедрального собора в Вологде. Когда я его впервые увидел, удивился, что на периферии есть такой образованный, энергичный, активный и способный человек. Я его лелеял как цветок в оранжерее, он был активным членом епархиального совета, единственным, кто мог мне аргументированно возражать, порой очень твердо.

Сильное впечатление на меня произвел протоиерей Василий Павлов — первый ректор нашего духовного училища после его возрождения. Закончил Московскую консерваторию, преподавал, был прекрасным пианистом, но оставил светскую карьеру и под влиянием архиепископа Михаила (Мудьюгина) посвятил жизнь служению Богу. Был регентом в кафедральном соборе, принял сан, стал настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Этот человек оставил глубокий след в душах тех, кто учился у него, общался с ним, кто был близок к нему.

Очень яркой личностью был протоиерей Сергий Колчеев. Он вырос в Москве, закончил художественный факультет института кинематографии. Его талант художника заметили, обещали серьезную поддержку и требовалось от молодого живописца только одно — писать картины. Перед ним открывались блестящие перспективы, но он вдруг уехал в небольшой городок Никольск. Там и храма-то действующего не было, и молодой человек создавал общину, добился передачи Казанского храма, восстанавливал его. Я часто бывал в Никольске в то время, и сейчас понимаю, что приезжал именно к отцу Сергию.

Не могу не вспомнить протоиерея Стефана Сурначева, служившего в Великом Устюге. Он не был таким ярким, как отец Константин. Привлекали его смирение, доброта, расположенность к людям. Отец Стефан долго и тяжко болел, но не перекладывал свои немощи на других. Батюшка всегда был приветлив, ко всем обращался с улыбкой.

Глубокое впечатление на меня произвели некоторые работники «Северстали», с которыми я познакомился буквально в первые дни пребывания на Вологодчине. Это директор комбината Юрий Викторович Липухин, его соратники Анатолий Иванович Огарышев, Леонид Иванович Данилов, Владимир Леонидович Крохотин, Георгий Егорович Шевцов и другие. Да, они занимались производством, но у них был широкий кругозор, они очень по-доброму, заботливо относились к людям. Помню, Юрий Викторович распорядился выдать ссуды работникам «Северстали» на строительство коттеджей, а вскоре из-за инфляции эти суммы обесценились. Шли разговоры об индексации ссуд, но Липухин принял решение не индексировать, посчитав, что своим трудом эти люди заработали право на такую помощь со стороны предприятия. Анатолий Иванович Огарышев — прямой, порой резкий, но очень справедливый и добрый человек, прекрасный производственник, он заботился о людях, которые с ним работали. Леонид Иванович Данилов — один из двенадцати заслуженных изобретателей СССР. Он был выдающимся специалистом, великим тружеником. Но не кичился своими заслугами, не превозносился, с ним было очень легко общаться.

Возможно, новые условия жизни требуют нового подхода, но мне очень запомнились эти люди. Радостно, что и сейчас на этом предприятии есть люди, которые продолжают эту линию. И пусть они не все остались на «Северстали», ушли в другие сферы — как Георгий Егорович Шевцов, например, но трудовую закалку они получили именно там, и сформировались как личности под влиянием тех людей, которых я назвал.

Такие люди — светочи, опора в нашей жизни, пример для подражания. И светские люди встречались очень хорошие, добрые. Хотя, они, может быть, и не считают себя верующими, но это люди глубоко порядочные, честные, добрые. Они воспитаны в советском духе, в котором многое было от христианства, и они жили такой жизнью и в наше трудное время, сохранив и порядочность, и уважение к людям, и любовь к Родине. Так что, когда мы жалуемся на тяжелое время, надо понимать, что многое зависит от каждого из нас, от нашей личной порядочности.

— Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за интересную и глубокую беседу.

Беседовал Андрей Сальников

Патриархия.ru