Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Обращение митрополита Минского Филарета к участникам конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях»

Обращение митрополита Минского Филарета к участникам конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях»
Версия для печати
6 апреля 2013 г. 21:27

5 апреля 2013 года в Институте теологии Белорусского государственного университета в Минске прошла международная научная конференция «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях». На открытии форума с приветственным словом выступил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Досточтимые участники конференции!

Мы рады приветствовать всех, кто откликнулся на приглашение и стал участником международной научной конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях».

В этом году исполняется 1700 лет со времени издания императором Константином Миланского эдикта, благодаря которому христианство перестает быть гонимым и впоследствии приобретает статус господствующей веры в Римской империи.

С Миланского эдикта начинается становление христианства как мировой религии. Исследователи по-разному оценивают этот путь. Порой их выводы и оценки оказываются прямо противоположными!

И все же в ученом сообществе сохраняет силу представление о том, что именно христианству европейская цивилизация обязана своим особым историческим и культурным становлением. Учение о человеке как о носителе образа Божия — вот источник концепции, согласно которой каждая личность уникальна, неповторима и обладает неотъемлемыми правами на жизнь и счастье. Под влиянием Евангелия корректировалось право, происходила так называемая гуманизация общества, обнаружившая себя в постепенной отмене смертной казни, в социальной поддержке бедных и немощных, в защите материнства и детства.

Миланский эдикт как юридический памятник — это важнейшая веха в истории развития идей религиозной свободы и свободы совести: в нем подчеркивалось право человека исповедовать ту религию, которую он считает для себя истинной.

Вот почему я однозначно полагаю, что Миланский эдикт — событие, выходящее за рамки истории Церкви.

Толерантность и межконфессиональный мир входят в число приоритетов религиозной политики белорусского государства. Это значит, что традиция, заложенная Миланским эдиктом, в нашей стране успешно реализуется. Убежден, что развитие этой традиции способно стать благодарной сферой взаимодействия государственных структур, религиозных и научных кругов.

Став некогда отправной точкой в глобальном процессе взаимного примирения Государства и Церкви, Миланский эдикт породил понятие «симфонии», то есть — созвучия, согласия, баланса духовного и светского начал. «Симфония» — это осуществление призыва Христа отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21), ища прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33).

В естественном стремлении к личному и общественному благополучию человек не должен забывать об Источнике всяческих благ — Боге и о том вечном Царстве, которое Сын Божий стяжал для нас дорогой ценой Своей крови. Как сочетать эти две цели — спасение души и обустройство земного бытия? В размышлениях об этом нам должны помочь слова блаженного Августина: «Главная задача Церкви — подготовить человека к жизни в раю еще при этой жизни, а главная задача государства — сделать все, чтобы человек в своей временной земной жизни не жил как в аду».

Нельзя не упомянуть отдельно о том, что светские и духовные власти призваны вместе быть силой, удерживающей мир. Мир международный, мир в пределах одной страны, мир внутри человека… Мы знаем немало примеров того, как от мирного духа проистекает общее благо, а от вражды — общий вред.

Конечно, «симфония» — это идеал, внедрение которого в жизнь требует большого ума и большой ответственности. Надеюсь, что наше ученое собрание обсудит разные исторические прецеденты — и печальные, и утешительные. И вместе мы сформулируем, как не выйти за ту грань, где «светскость» превращается в антицерковность, а терпимость — в равнодушие и потворство.

Сердечно желаю всем участникам конференции обрести в ходе работы ответы хотя бы на малую часть актуальных вопросов, стоящих перед Церковью, обществом и государством. Созванный здесь форум должен внести свою лепту в укрепление межконфессионального мира, сохранение христианского культурного наследия и продвижение в обществе христианских ценностей. В чем да поможет нам всем Господь! Благодарю за внимание.

Официальный сайт Белорусского экзархата/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами