Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл рассказал о положении дел в епархиях Русской Церкви в Средней Азии

Версия для печати
3 февраля 2013 г. 09:05

Выступая на Архиерейском Соборе, Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что в настоящее время церковно-государственные отношения в Республике Узбекистан успешно развиваются и имеют положительную динамику. «Православная Церковь в стране занимает прочные позиции, — добавил он. — Государственное руководство внимательно и доброжелательно относится к нуждам православных верующих, о чем, в частности, свидетельствует строительство духовно-административного центра в Ташкенте и возведение храмов в разных городах страны. Отрадно видеть, что Правительство Узбекистана в своей политике отдает приоритет традиционным религиям».

Касаясь ситуации в Узбекистане, Предстоятель Русской Церкви сказал, что в этом государстве не допускается никаких религиозных ограничений в отношении Православия, кроме запрета Законом «О свободе совести и религиозных организациях» создания общеобразовательных религиозных школ и миссионерской деятельности. Он выразил надежду на развитие диалога с органами власти, который позволит открыть в данных сферах для Православной Церкви новые возможности.

«Одним из путей улучшения ситуации в этих вопросах могло бы быть различение между традиционными религиозными общинами и деструктивными организациями, опасность которых для Узбекистана, как и для любой другой страны, вполне очевидна», — отметил Святейший Владыка, охарактеризовав упомянутый закон как направленный, прежде всего, на пресечение направляемой извне деятельности радикальных течений и сект. Его Святейшество также упомянул, что в большинстве учебных заведений страны недавно читались противосектантские лекции.

«В Республике Таджикистан на фоне благоприятных условий для обеспечения свободы совести и вероисповедания сохраняется необходимость преодолеть последствия гражданской войны и исключить деструктивные внешние влияния на религиозную жизнь, что отражается в законодательстве и правоприменительной практике», — говорится в Патриаршем докладе. При этом было отмечено, что органы государственной власти Таджикистана оказывают содействие в организации охраны представителей Церкви и православных верующих во время церковных торжеств, предоставляют земельные участки для строительства новых храмов (в Курган-Тюбе, а в ближайшей перспективе — в Душанбе), содействуют Душанбинской епархии в благотворительной деятельности и в реализации общественно значимых культурно-просветительных программ и мероприятий, способствуют развитию международного сотрудничества с зарубежными религиозными организациями.

Его Святейшество подчеркнул: «Русская Православная Церковь в числе других зарегистрированных религиозных организаций на основании статьи 22 Закона Республики Таджикистан "О свободе совести и религиозных объединениях" имеет право приобретать и использовать, производить, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и иные предметы и материалы религиозного назначения».

Как было отмечено далее, законодательство другой среднеазиатской страны, Республики Кыргызстан, не позволяет зарегистрировать Бишкекскую епархию как религиозное объединение. Главной проблемой, препятствующей регистрации, является тот факт, что Патриарх Московский и всея Руси, а также Священный Синод — управляющий орган Русской Православной Церкви, в состав которой входит епархия, — находятся за пределами Кыргызстана».

«В связи с этим епархия может быть зарегистрирована только как общественная организация или миссия», — добавил Святейший Патриарх. Он рассказал, что в утвержденной 6 мая 2006 года Концепции государственной политики в религиозной сфере отмечено, что традиционными и исторически устоявшимися религиями Кыргызстана являются ислам (суннитского направления) и Православие, однако, несмотря на официальную поддержку и готовность оказывать содействие Православной Церкви со стороны высшего руководства страны, в сфере церковно-государственного взаимодействия остаются проблемы.

Резюмируя раздел, посвященный церковно-государственным отношениям в Средней Азии, Предстоятель Русской Церкви остановился на ситуации в Туркменистане. Принятый здесь в 2003 году Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» создает правовую базу для деятельности православных религиозных общин. Согласно данному закону, православные религиозные организации, имеющие духовные центры за рубежом, осуществляют свою деятельность в соответствии с порядком, установленным этими центрами, в случае, если такая деятельность не нарушает законодательство Туркменистана, отметил Святейший Владыка.

Патриарх Кирилл рассказал также, что, несмотря усилия, приложенные для возрождения Православия в Туркменистане, в этой стране остается нерешенным вопрос о передаче православным общинам ряда храмов, использующихся с советских времен как склады, музеи и так далее. Также не всегда удается достичь понимания в вопросах выделения участков для строительства новых храмов. Иногда возникают сложности с получением виз для священнослужителей, не имеющих туркменского гражданства.

Информационная служба Архиерейского Собора

Все материалы с ключевыми словами