Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Епископ Выборгский Назарий: Невский проспект — образ межконфессиональных отношений в северной столице

Епископ Выборгский Назарий: Невский проспект — образ межконфессиональных отношений в северной столице
Версия для печати
30 января 2013 г. 18:56

Интервью наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Выборгского Назария порталу «Благовест-инфо» в преддверии празднования 300-летия обители.

— Дорогой владыка! В ушедшем году Вы отметили свой личный юбилей — 60 лет, а в наступившем будет торжественно отмечаться дата, имеющая огромное значение для всей нашей Церкви, — 300-летие Александро-Невской лавры, наместником которой Вы являетесь вот уже более 16 лет. Расскажите, пожалуйста, каково сегодня положение лавры, каковы вообще особенности жизни городского монастыря.

— Конечно, жить на Невском проспекте монахам трудно. Здесь гораздо больше искушений, чем в отдаленных от больших городов обителях. Поэтому мы уделяем более пристальное внимание тем, кто приходит к нам, изъявляя желание поступить в братию лавры. Сегодня по количеству насельников Александро-Невскую лавру можно отнести к не очень крупным монастырям — в нашей братии состоит 41 человек, в том числе 7 послушников. Но я уверен, что если бы мы относились к кандидатам менее «разборчиво», то нам приходилось бы прощаться с большим числом людей.

Нередко в монастырь хотят поступить люди, имеющие весьма смутное представление о монашестве, — и таким мы отказываем, но при этом советуем попробовать испытать себя в удаленных от городской суеты монастырях. Очень важно, чтобы человек, поступающий в обитель, четко представлял, зачем это ему нужно.

Я как наместник лавры быстрее приму на испытание тех, кто уже является монахами. Например, человек принял постриг в другом монастыре, но потом по каким-либо причинам оказался в Петербурге. У кого-то проблемы со здоровьем, кто-то должен ухаживать за престарелыми родителями… Но не насельников «шатаевой пустыни».

А еще одна категория, которую мы охотно принимаем в обитель, — это молодые люди, которые учатся или готовятся учиться в духовных школах. Вовсе не обязательно, что по окончании семинарии и академии они примут монашество — скорее всего, большая их часть вступит в брак. Опытные люди давно отметили, что в первом классе семинарии все хотят в монахи, а в четвертом — женятся. Но в любом случае жизнь в монастыре очень полезна для будущих пастырей.

— Вот уже много лет церковная и светская публика обсуждает судьбу раки, стоявшей в Троицком соборе лавры над мощами святого Александра Невского. Как известно, после революции она была перенесена в Эрмитаж, где находится по сей день. Есть ли надежда на возвращение этой святыни Церкви?

— Я являюсь наместником лавры уже 17-й год, и все это время мы ведем переговоры с Эрмитажем о возвращении раки. В середине января в «Российской газете» был опубликован мой диалог с директором Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским, где каждый из нас высказывает свою позицию по данному вопросу. Это очень резонансное дело, и сам я не могу брать на себя его решение — с церковной стороны оно относится к компетенции Патриаршего совета по культуре и самого Святейшего Патриарха. Но уже сейчас я могу сказать, что в ходе переговоров, которые велись все эти годы, мы получили реальную возможность не зайти в тупик, а попытаться найти компромисс, который устроил бы обе стороны. Чаще всего звучат предложения оставить оригинал раки в Эрмитаже, а для Троицкого собора изготовить идентичную серебряную копию. Причем затраты на изготовление копии должно взять на себя государство. Но это в том случае, когда мы увидим, что другого решения, конечно, более справедливого с нашей точки зрения, не будет.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о программе юбилейных торжеств, посвященных 300-летию лавры.

— Программа уже существует, ее утвердил председатель оргкомитета торжеств губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко; и вышло соответствующее постановление правительства города.

Юбилейные торжества начнутся 7 апреля 2013 года — в праздник Благовещения (в этот день в 1713 году была совершена первая Божественная литургия в монастыре), а завершатся 6 декабря, в день преставления святого князя Александра. Кстати, в этот день мы также будем отмечать еще одну значительную дату — 750 лет со дня его блаженной кончины.

Главные богослужения состоятся 12 сентября, в привычный для Петербурга день перенесения честных мощей святого князя из Владимира в северную столицу. Мы ожидаем, что их возглавит Святейший Патриарх, и надеемся на присутствие первых лиц государства.

Хочу назвать еще три важных мероприятия, включенных в программу юбилея. 16-17 мая пройдет научная конференция с участием ведущих ученых, церковных иерархов, деятелей культуры. 12-16 июня состоится Александро-Невский хоровой собор. Он откроется в День России торжественным богослужением в Исаакиевском соборе, а затем пройдет по всем значимым площадкам города. 12 сентября — впервые после длительного перерыва — по Невском проспекту пройдет крестный ход от кафедрального Казанского собора до Александро-Невской лавры. Такие торжественные процессии не проводились в Северной столице уже более 90 лет.

— Петербург традиционно считался «самым европейским» городом России. Каковы сегодня в Северной столице отношения между Православной Церковью, к которой, безусловно, относится абсолютное большинство верующих питерцев, с другими конфессиями, представленными в городе?

— Я бы сказал, что образом межконфессиональных отношений в Петербурге является его главная улица — Невский проспект. Здесь расположены и кафедральный православный собор во имя Казанской иконы Божией Матери, и католическая церковь св. Екатерины, и армянский храм во имя той же святой мученицы, и лютеранская Петерикирхе. А ведет этот проспект к нам — в Александро-Невскую лавру.

Для христианских конфессий в Санкт-Петербурге характерны добрососедские отношения, сложившиеся еще в имперское время. При этом я считаю, что член каждой христианской общины должен хорошо знать свои корни, свои традиции. Контактируя друг с другом, мы не занимаемся прозелитизмом, хотя иногда бывают случаи перехода из одной конфессии в другую. Большую роль в укреплении межхристианских отношений в северной столице играет кинофестиваль «Невский благовест», который проходит уже шесть лет подряд. На этом форуме демонстрируются фильмы, снятые представителями разных конфессий. Лично мне не очень нравится слово «толерантность», но считаю, что если Господь определил нам жить рядом друг с другом, то мы должны вести себя как добрые соседи.

Это особенно важно в контексте вызовов современности. Агрессивный секуляризм, свобода, трактуемая как вседозволенность, разрушение семейных ценностей — все это сегодня на слуху в у каждого вне зависимости от его конфессиональной принадлежности. Перед традиционными христианскими конфессиями сегодня встают одни и те же вызовы. И ответы на эти вызовы христиане стараются дать в контексте той традиции, к которой они принадлежат.

— Владыка, Вы коснулись вызовов, стоящих сегодня перед христианами. Ушедший год был отмечен большим количеством атак на Церковь. Чем Вы это объясняете? Это какое-то временное обострение или речь идет о более перманентном процессе?

— В истории Церкви это уже было много раз. Такого рода нападки то обостряются, то затихают. Бывало и похуже… Характерно, что в 2012 году обвинения в адрес Церкви исходили от людей, находящихся вне ее ограды. Сегодня многие стали считать уместным влезать в чужие семейные отношения, в чужую личную жизнь. Тот факт, что эти нападки шли извне, как раз вызывает у меня не столь большую тревогу, — ведь внутрицерковная жизнь у нас развивается более-менее нормально. И я думаю, мы своими силами с Божией помощью разберемся во всех вопросах нашей церковной жизни.

Беседовал Д. Власов

Все материалы с ключевыми словами