Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Епископ Тамбовский Феодосий. «Основы православной культуры» — опыт Тамбовской епархии

Епископ Тамбовский Феодосий. «Основы православной культуры» — опыт Тамбовской епархии
Версия для печати
30 ноября 2012 г. 14:27

O проблемах и перспективах преподавания «Основ православной культуры» в школах Тамбовской области в беседе с корреспондентом журнала «Православное образование» (осенний выпуск 2012 г.) рассказывает епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

— Ваше Преосвященство, в этом учебном году «Основы религиозных культур и светской этики» стали обязательным предметом в школьной программе. Большинство жителей Тамбовской области избрали для своих детей модуль «Основы православной культуры». Как Вам удалось достичь такого результата?

— Прошло чуть больше года с тех пор, как завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и он стал обязательным в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Изучение основ религиозных культур обусловлено насущной социально-педагогической потребностью, заинтересованностью общества и семьи в воспитании духовно-нравственной личности. Подавляющее большинство граждан Тамбовской области избрали для своих детей преподавание модуля «Основы православной культуры». Это удалось достичь благодаря Соглашению о сотрудничестве между Тамбовской епархией и администрацией Тамбовской области, подписанному губернатором Тамбовской области О.И. Бетиным и епископом Феодосием, и Соглашению о сотрудничестве между Тамбовской епархией и Управлением образования и науки Тамбовской области.

Во-первых, во всех школах были проведены родительские собрания, на которых представители епархии и Управления образования совместно информировали родителей и педагогов о введении нового предмета ОРКСЭ, разъясняли культурологическую направленность данного предмета и его важность для формирования мировоззрения учеников, что позволило родителям активнее включиться в учебно-воспитательный процесс и определиться с выбором модуля.

Во вторых, курс ОРКСЭ в образовательных учреждениях области получил довольно серьезное организационно-методическое сопровождение. В апреле 2010 года приказом Управления образования и науки Тамбовской области было образовано областное методическое объединение учителей, выполняющее консультативно-методические функции по апробации курса. На основании этого приказа в школы были разосланы информационные письма, в которых, среди прочего, сообщалось, что в число консультантов по преподаванию модуля «Основы православной культуры» будут включены и священники Тамбовской епархии.

В третьих, мы создали специальный сайт курса «Основы религиозных культур и светской этики», где в разделе «Информационно-методический ресурс» помещены методические рекомендации по преподаванию курса, а также разработки педагогов по модулю «Основы православной культуры».

В-четвертых, в целях реализации программы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования руководителям муниципальных органов управления образованием рекомендовано ввести в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставку заместителя директора (организатора) по духовно-нравственному воспитанию и образованию.

В-пятых, для разъяснения целей и значения предмета «Основы православной культуры» в деле духовно-нравственного воспитания детей и для координации работы с администрациями школ, педагогами, родителями и родительскими советами в муниципальных образованиях Тамбовской области была налажена работа постоянно действующего лектория. В рамках лектория проведены встречи сотрудников Отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, благочинных и настоятелей приходов с родительской общественностью, работниками образования и педагогами, представителями органов местного самоуправления. Во встречах-лекториях приняли участие более двух тысяч человек.

Отдел религиозного образования и катехизации епархии организовал заседания методических советов, где педагоги занимались разработкой учебных занятий по конкретным темам модуля «Основы православной культуры». Необходимость проведения таких заседаний возникла по объективным причинам — недостаточность уровня компетентности учителей, приступивших к преподаванию курса, и отсутствие соответствующих вспомогательных пособий. Педагоги на начало апробации имели только учебник для учащихся, диск и книгу для учителя.

— Где и как в Тамбовской епархии готовят педагогов ОПК? Соответствует ли всем необходимым требованиям уровень их квалификации? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы уровень соответствовал задаче, поставленной перед модулем ОПК?

— Подготовку педагогов ОПК проводит ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования». У епархии есть право заказывать востребованные курсы областному институту. До введения курса ОРКСЭ по социальному заказу Отдела религиозного образования и катехизации с 2005 по 2009 год были проведены курсы для педагогов общеобразовательных учреждений «Актуальные проблемы преподавания курсов по православной культуре» в объеме 72 часов, где прошли подготовку более 400 человек. Когда Тамбовская область включилась в апробацию курса ОРКСЭ, подготовка учителей по его преподаванию была проведена с участием сотрудников Отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, преподавателей Тамбовской духовной семинарии и консультантов комиссии Тамбовской епархии по эксперименту. В период с марта 2010 года по февраль 2011 года было подготовлено 1060 человек, причем четверть педагогов прошли учебу повторно для самообразования.

Об уровне подготовки тамбовских педагогов можно судить по их участию в различных региональных и всероссийских конкурсах духовно-нравственной направленности, где они становились победителями и номинантами.

Конечно, за столь короткое время невозможно достичь должного уровня преподавания данного предмета. Вот почему в Тамбовской области поставлена задача — организовать курсы переподготовки в системе высшего образования, для чего сетку часов предполагается увеличить в два раза — со 144 до 288 часов. Для радикального улучшения ситуации с преподаванием нового предмета в школе необходимо перейти к базовой подготовке квалифицированных педагогов по православной культуре в системе высших учебных заведений России на основе программ профессионального образования в рамках стандарта по теологии. С 2010 года ведется работа по интеграции педагогического и теологического образования в Тамбовском педагогическом колледже, где открыто отделение «Православная педагогика». Курс лекций здесь читают преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы.

— Каково Ваше мнение об учебных пособиях и разработках, которыми пользуются преподаватели модуля «Основы православной культуры» и других программ, направленных на воспитание духовно-нравственной культуры у детей и подростков?

— В качестве основы для подготовки и проведения занятий по модулю «Основы православной культуры» педагоги используют материалы учебного пособия, написанного под руководством протодиакона Андрея Кураева и одобренного для изучения Министерством образования России. По отзывам большинства педагогов текст этого пособия понятен и доступен для учащихся. С ним можно организовать самостоятельную работу в классе и дома, оно несет ярко выраженную воспитательную и культурологическую направленность; большинство уроков (параграфов) насыщены в информационном плане. Этот учебник выполняет поставленную задачу, являясь своего рода введением в православную культуру, знания о которой востребованы светской школой.

Кроме того, тамбовские педагоги в своей работе используют пособия, рекомендованные Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, которые включены в перечень основной и дополнительной литературы для формирования методического комплекта школьных библиотек. Педагоги области также пользуются региональными разработками и учебными пособиями, такими как: «Рабочая тетрадь по ОПК», «Глоссарий по ОПК», «Хрестоматия по ОПК».

— Чем, по Вашему мнению, можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры молодежь, в изучении ОПК»?

— В конце июля 2012 года в Епархиальное управление обратилась заместитель директора по воспитательной работе Тамбовского бизнес-колледжа Н.А. Филимонова с просьбой содействовать в создании комнаты духовно-нравственного воспитания, поскольку студенты колледжа изъявили желание изучать Православие. Совместными усилиями мы создали такую комнату, устроили в ней иконостас с иконами Тамбовских святых, разместили карту Тамбовской епархии со всеми благочиниями, сделали несколько стендов: «Свет души», «10 заповедей», «Цитаты святых», оборудовали шкафы-витражи с книгами православного содержания. Желание студентов заниматься созданием таких комнат — это проявление интереса к своим духовным истокам, к православной культуре родного края.

С появлением в учебных заведениях комнат духовно-нравственного воспитания, молельных комнат, домовых храмов, несомненно, у молодых людей проявится стремление побольше узнать о своей культуре, о православной вере, а затем самому стать исповедником этой веры.

В последнее время у наших современников появился интерес к изучению своей родословной, и некоторые граждане с удивлением обнаруживают, что среди их родственников одно-два столетия назад были не только простые верующие христиане, но и священнослужители, и даже новомученики, причисленные к лику святых. Это заставляет людей многое переосмыслить в своей жизни, нередко становится толчком к изучению истории своего рода, православной отечественной культуры и приводит к вере.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, как строятся отношения с органами государственной власти, в частности областным Управлением образования и городскими департаментами образования? Какие имеются достижения на данном этапе сотрудничества?

— На Тамбовской земле в последние годы налажено плодотворное соработничество епархии с органами государственной власти. Мы активно взаимодействуем с Управлением образования и науки Тамбовской области и городскими департаментами образования в рамках Соглашения о сотрудничестве в области духовно-нравственного просвещения детей и молодежи и развития системы образования в регионе. Тамбовской епархией совместно с Управлением образования области реализуется проект по лицензированию и государственной поддержке воскресных школ Тамбовской епархии как учреждений дополнительного образования. Создана региональная инфраструктура, помогающая обеспечить практическое проведение решений, принимаемых в процессе согласования позиций светских руководителей и Тамбовского епархиального управления.

Кроме того, в форме областного государственного учреждения в регионе действует Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», основной задачей которого является информационно-методическая и координационная деятельность по созданию непрерывной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В структуре Института повышения квалификации работников образования создана лаборатория по духовно-нравственному воспитанию и образованию. Также открыто отделение «Православная педагогика» в Тамбовском педагогическом колледже. Во всех муниципальных образованиях области действуют муниципальные центры духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Указанные структуры осуществляют свои функции в тесном контакте с Отделом религиозного образования и катехизации епархии, с благочинными и настоятелями приходов. На данном этапе разработана и в ближайшее время будет принята областная целевая программа: «Духовно-нравственное воспитание граждан Тамбовской области на 2012-2015 годы». Предусмотренный ею комплекс просветительских мероприятий позволит создать благоприятные условия для дальнейшего успешного сотрудничества светских структур и религиозных организаций в решении актуальных задач по возрождению духовно-нравственных основ жизни общества.

— Владыка, какие учебные заведения Вы могли бы привести в пример по уровню, качеству в эффективности преподавания Основ православной культуры, и каким критериям они отвечают?

— Для реализации модуля «Основы православной культуры», который, согласно последнему мониторингу, на 2012-2013 учебный год избрали 93% законных представителей обучающихся, необходимо было создать несколько базовых экспериментальных площадок, где уже имелся положительный опыт преподавания курсов духовно-нравственной направленности. Такими площадками в области стали: гимназия № 7 имени святителя Питирима города Тамбова; МОУ Новолядинская СОШ Тамбовского района; МОУ СОШ № 1 города Мичуринска; школа совхоза имени Ленина Мордовского района. Каждая из названных площадок реализует свою модель духовно-нравственного образования и воспитания. Основными в их деятельности явились следующие задачи.

Первая — опережающая разработка учебных занятий по конкретным темам модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интересен опыт решения обозначенной задачи педагогическими коллективами города Мичуринска. На этапе подготовки к апробации родители выбрали для изучения детей сразу три модуля: «Основы светской этики», «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур». Когда учебные пособия поступили в школы, оказалось, что учебник по модулю «Основы светской этики» недостаточно проработан, а в учебном пособии модуля «Основы мировых религиозных культур» есть очень сложные темы для восприятия детей. Перед началом апробации в марте 2010 года педагоги на родительском собрании выступили со своими мнениями об учебных пособиях и предложениями изучать только один модуль — «Основы православной культуры», который, по их мнению, несет в себе и культурологическую, и духовно-нравственную направленность. Родители согласились. В целях устранения методических затруднений было создано городское творческое объединение учителей, которым в дальнейшем были разработаны планы-конспекты 32 уроков по «Основам православной культуры». Данные разработки вошли в областной сборник методических рекомендаций «Методические аспекты преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Они стали победителями во Всероссийском конкурсе «На лучшую методическую разработку в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». В настоящее время в МОУ СОШ № 1 города Мичуринска создан информационный банк разработок уроков модуля «Основы православной культуры», которым активно пользуются образовательные учреждения Мичуринского района.

Вторая задача, стоящая перед базовыми площадками, — это разработка инструментария для проведения мониторинга по оценке эффективности процесса апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»; организация лекториев для педагогической и родительской общественности с целью знакомства с особенностями данного курса. Наиболее успешно эту задачу решает Новолядинская школа Тамбовского района, где открыт муниципальный Центр духовно-нравственного просвещения. В рамках центра функционирует родительский клуб «Дружная семья», организуются встречи-консультации родителей не только школы, но и района с духовенством епархии, издается журнал «Вифлеемский звон».

Перед образовательными учреждениями стоит также третья задача — организация методических семинаров для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений области с целью повышения эффективности преподавания курса. Комплексно решает эту задачу школа совхоза имени Ленина Мордовского района, которая выстроила систему работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи с учетом социокультурной среды. Разработанные педагогами данной школы образовательные программы и программы дополнительного образования внедряются учителями области, преподающими предмет ОПК. Многие из них вошли в сборники «Педагогика духовного развития: формы и методы», «Духовно-нравственное воспитание в условиях сельского социума».

Как правило, перед базовыми школами стоит четвертая задача по отработке механизмов взаимодействия с учреждениями культуры, высшими и средними профессиональными учреждениями, религиозными организациями в целях реализации проекта по духовно-нравственному просвещению школьников. Эту задачу успешно решает гимназия № 7 имени святителя Питирима города Тамбова. Школой выстроено сетевое взаимодействие с Тамбовским государственным университетом; Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии; Тамбовской духовной семинарией; церковно-приходскими воскресными школами; Центром детского и юношеского творчества «Радуга»; Центром творческого развития, экологии и туризма; областной детской и городскими библиотеками; областным краеведческим музеем; картинной галереей. Разработаны и реализуются программы дополнительного образования: «Духовное пение», ручное творчество «Монастырское шитье», бисероплетение «Православные мотивы» и курс классической и духовной музыки «Музыка внутри и вокруг нас», «Духовное краеведение». Педагоги вышеуказанных образовательных учреждений являются постоянными участниками конкурса «За нравственный подвиг учителя». Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, в 2012 году была номинирована в межрегиональном конкурсе «Вифлеемская звезда».

В Тамбовской области немало образовательных учреждений, в которых на хорошем уровне ведется преподавание Основ православной культуры, но указанные школы являются показательными, поскольку в них выработаны свои традиции, социокультурные и другие особенности образовательного учреждения; есть сеть социальных партнеров, тесное взаимодействие с духовенством и представителями Тамбовской епархии; наличие кадрового и информационно-методического ресурсов, включающего учебно-методические комплекты, образовательные программы, дидактические материалы, разработки по педагогическому сопровождению родителей, дополнительные образовательные программы.

— Как Вы оцениваете взаимодействие Тамбовской епархии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации? Что можно и нужно сделать, чтобы улучшить это взаимодействие?

— За последние годы у Тамбовской епархии наладились конструктивные взаимоотношения с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Свою образовательную и катехизическую деятельность епархия осуществляет в тесном контакте с сотрудниками отдела, получая от них необходимые консультации и рекомендации. Когда начинался проект апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и создавалась рабочая группа для более эффективной работы в рамках эксперимента с участием Тамбовской епархии, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации оказывал существенную консультационную помощь в вопросах создания и сопровождения этой группы. Отделом был инициирован ряд предложений, вошедших затем в Соглашение между епархией и Управлением образования и науки Тамбовской области. В процессе апробации ОРКСЭ Тамбовскую епархию посещали сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации с целью оказания содействия по созданию методических разработок, а также для предоставления методических материалов других регионов по модулю «Основы православной культуры». В области действует Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», курируемый Попечительским советом, в состав которого входит председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Синодальный отдел принял активное участие в подготовке и проведении в 2010 году в городе Тамбове V Образовательных чтений ЦФО, где председателем пленарного заседания был митрополит Меркурий. В 2012 году в городе Москве состоялись юбилейные XX Международные Рождественские образовательные чтения, с докладом на которых, по приглашению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, 25 января 2012 года выступила начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Георгиевна Астафьева. В апреле 2012 года в городе Тамбове в рамках межрегиональной книжной выставки-ярмарки «Радость слова» состоялся круглый стол «Преподавание Основ православной культуры в условиях создания единой культурно-образовательной и духовно-нравственной среды региона», который возглавил и.о. заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).

— Тамбовская и Мичуринская епархия реализует проект по лицензированию воскресных школ (об этом наш журнал писал в пилотном выпуске). Ваша епархия может дать немало полезных советов в деле организации деятельности воскресных школ. В начале сентября в соответствии с переходом на единый Стандарт учебно-воспитательной деятельности Отдел религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии начал вести консультативную работу с педагогическими коллективами воскресных школ епархии. Какие рекомендации Ваши специалисты дают педагогам и организаторам воскресных школ и могут поделиться ими со своими коллегами из других регионов?

— Единый Стандарт учебно-воспитательной деятельности пока не утвержден. Разработан проект, который, возможно, будет дополнен какими-то поправками, но мы уже начали консультации педагогов воскресных школ по проекту Стандарта, опираясь при этом на совместный опыт Тамбовской епархии и Управления образования и науки Тамбовской области, полученный в ходе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проведение апробации курса ОРКСЭ помогло заранее подготовить педагогов, написать и напечатать учебно-методические комплекты, создать родительские сообщества, организовать методические объединения, а главное, уже на стадии подготовки решить возникшие проблемы, что в значительной степени помогло избежать трудностей в ходе введения указанного предмета во всех общеобразовательных учебных заведениях в качестве обязательного.

Следуя приобретенному опыту, мы с 2011 года приступили к подготовке наших воскресных школ к введению Стандарта. С целью опережающего обучения педагогов и директоров воскресных школ, создания условий для прямого диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей воскресных школ в педагогическое сообщество области, повышения их профессионального уровня Тамбовской епархией совместно с Управлением образования и науки области и Институтом повышения квалификации с 10 по 15 октября 2011 года в Тамбовской духовной семинарии были проведены курсы повышения квалификации педагогов и директоров воскресных школ епархии в объеме 36 часов. Задача курсов — дать слушателям исчерпывающую информацию и необходимую документальную базу для организации работы воскресных школ, реализующих вероучительные образовательные программы и программы дополнительного образования, направленные на воцерковление, духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

На базе лицензированных воскресных школ епархии были организованы экспериментальные площадки по введению Стандарта во всех воскресных школах епархии. Перед началом нового учебного года Отделом религиозного образования и катехизации епархии проведены консультации-собеседования с директорами и педагогическими коллективами воскресных школ. За летний период 2012 года разработаны методические рекомендации и программы для всех ступеней на основе Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей). Особенностью программ является включение в них обязательного перечня мероприятий комплексного плана развития православного образования в Тамбовской епархии. Переход на Стандарт педагоги воскресных школ епархии восприняли как логическое завершение деятельности, проделанной в процессе лицензирования воскресных школ, когда были подготовлены 22 программы по вероучительным предметам и предметам дополнительного образования, по которым воскресные школы работали на протяжении двух лет. По инициативе епархии в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» с целью распространения опыта деятельности воскресных школ была включена номинация «Просветительское служение воскресных школ». Положительная динамика роста количества воскресных школ в епархии свидетельствует об укреплении их роли и значения в деле воспитания и воцерковления молодого поколения. В настоящее время воскресные школы являются центрами духовно-нравственного просвещения в городах и селах, в них проходит приобщение молодежи и взрослых к православной культурной традиции, церковному укладу жизни.

***

Журнал «Православное образование» — общецерковное издание об образовании и катехизации. Председатель редакционного совета — митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Журнал выходит ежеквартально с 2011 года.

Содержание осеннего выпуска 2012 г.

Откровенный разговор: ОПК — опыт Тамбовской епархии

  • Беседа с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием о преподавании Основ православной культуры в Тамбовской епархии, подготовке педагогов, опыте организации работы воскресных школ и другом.

Православное образование: Великое княжество

  • Рассказ об уникальном православном молодежном лагере и опыте изучения иностранных языков.

В светской школе: Православная культура 
в школе — пока только в 4 классе

Высшая школа: В помощь преподавателям ОРКСЭ

  • Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования
и науки РФ направил учителям и организаторам
курса «Основы религиозных культур и светской этики» инструктивно-нормативные материалы и методические рекомендации «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

Катехизация: Таинство Священства

Материалы по теме

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог»

Подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Ярославской области и епархиями Ярославской митрополии

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в церемонии открытия всероссийских соревнований по шахматам

Глава Симбирской митрополии предложил рассмотреть вопрос об объявлении Радоницы выходным днем в Ульяновской области

В Бежецкой епархии состоялась окружная педагогическая конференция представителей учреждений образования муниципалитетов северо-востока Тверской области

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда