В канун Дня кубанского казачества, который в 2014 году приходится на 18 октября, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ответил на вопросы газеты «Комсомольская правда» о взаимодействии Церкви и казачества.
— Каково взаимодействие казачества с Церковью, какую помощь оказывает Церковь?
— Кубанское казачество с самого начала возрождалось при участии и под духовным водительством Русской Православной Церкви. Это уникальный пример в истории современной России, где казачество, как правило, пыталось опереться на этническое самосознание и социальные особенности. На Кубани же с самого начала у войска появился свой войсковой протоиерей, как это было до революции. И присягу молодые казаки дают в храмах. Это очень важно — понимать, что казаки несут ответственность не только перед государством и обществом, но и перед Богом.
Со временем была налажена работа в благочиниях. Хочу отметить, что мы провели первое совещание по взаимодействию между атаманами и благочинными за два года до того, как это стало общецерковной задачей. Думаю, что нашим постоянным взаимодействием можно объяснить ту современную монолитность и сплоченность Кубанского казачьего войска, его высокую ответственность и дисциплину, а также отсутствие «вольных казаков», увешанных жестяными орденами, которые своим недостойным поведением дискредитировали казачество. Из-за них до сих пор иногда можно услышать обидное «ряженые» в адрес казаков, у которых и форма, и награды строго регламентированы уставом.
— Есть ли на сегодняшний день внешние силы, пытающиеся внести раздор между казаками и Церковью?
— Еще 15 лет назад в российском обществе активно проявляли себя силы, которые пытались оторвать казачество от Православия. Издавались псевдоисторические труды, где давались сказочные интерпретации возникновения казачества. Выходили целые серии книг, где в качестве идеологии казакам навязывалось разработанное в конце ХХ века за океаном «древнее славянское язычество». Иногда даже на обложке использовалась христианская символика и терминология, например «Казачий Спас», а внутри было все то же сочетание язычества и оккультизма. Сегодня такой литературы стало в разы меньше.
На казачество обратили внимание на самом верху: сегодня действует Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви. Конечно, наивно было бы полагать, что вовне нет сил, стремящихся нарушить это единство. И хотя сегодня сделать это сложнее, мы должны прилагать все усилия по духовно-нравственному воспитанию казаков, в том числе путем создания системы непрерывного казачьего образования — от казачьих классов до кадетских корпусов, где обязательным предметом на протяжении всего обучения стали бы основы православной культуры.
— Считаете ли Вы, что с точки зрения духовности казачество полностью возродилось?
— Этот вопрос можно переадресовать к каждому из нас: возродились ли мы духовно? И что означает — «полностью»? Вот Вы понимаете каждую строчку из «Стихотворений Юрия Живаго» или Вам есть куда расти? Эти стихи нельзя понять без углубления в Священное Писание. Да и в целом русская культура не раскрывается в своей полноте без знания ее православных оснований. Из всего народа — не только из казаков — выжигали эту память. И теперь мы все вместе возрождаемся по милости Божией. Только казаки не стесняются говорить о своих потерях и необходимости восстанавливать все, что было утрачено в годы лихолетья, а некоторые представители интеллигенции полагают, что они и так уже достигли всех вершин понимания. По моим наблюдениям, приток мужчин в храмах Кубани — это как раз свидетельство духовного возрождения казачества. Просто они форму в храм надевают лишь по праздникам.
Екатеринодарская епархия/Патриархия.ru