Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Ответы митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на вопросы преподавателей и студентов Донского технического университета

Ответы митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на вопросы преподавателей и студентов Донского технического университета
Версия для печати
11 октября 2012 г. 18:17

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы преподавателей и студентов Донского государственного технического университета.

— Уважаемый Бесарион Чохоевич, уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, дорогие студенты! Очень рад, что наша встреча состоялась. Надеюсь, она пройдет под тем девизом, который мне сегодня представили волонтеры Донского государственного технического университета, ведущие обширную деятельность. Их девизом являются слова, которые мне очень близки: «От сердца к сердцу». Я не буду обращаться к вам со словами назидания и проповеди, мне бы хотелось поделиться с вами своими мыслями о том, что происходит в нашей стране и в нашей жизни. Если сегодня мы с вами вступим в диалог, попытаемся осмыслить некоторые проблемы, посмотреть на них с разных сторон, найдем общую точку зрения, то это будет очень важно и полезно для меня и, может быть, и для вас.

В современном мире, стремясь к достижению разнообразных благ и богатств, человек часто забывает о собственном духовном развитии. Говоря языком техники, духовность — это тот «амортизатор», который не дает разрушить любую модель. Можно создать совершенную технику, совершенный автомобиль, но если будут плохие амортизаторы — он разрушится на дороге. Духовная составляющая человека и есть тот амортизатор, который необходим в нашей жизни, который не позволяет при всех внешних факторах разрушиться человеку. О духовной составляющей я говорю не только с точки зрения православного вероучения. Я имею в виду и культуру, и искусство, и семью, во все наши отношения должна обязательно быть заложена нравственная составляющая. Человек может создать совершенное общество, управляемое совершенными законами, но при отсутствии опоры на абсолютные нравственные идеалы любые общественные конструкции легко уязвимы. Все сферы человеческих отношений должны иметь основанием духовность и нравственность. Именно духовная составляющая не позволит разрушиться обществу и личности человека. Поэтому вопросы духовного обогащения и воспитания становятся вопросами национальной безопасности нашего государства. В результате такого воспитания человек должен получить твердые нравственные постулаты, сделать правилом своей жизни следование нравственным принципам Евангелия.

Духовное измерение человеческой жизни должно создаваться в течение всей жизни, начиная с младенчества, в семье, в школе, в вузах, и, конечно, в повседневной жизни. Я очень часто привожу замечательный пример, который учит, как правильно жить, как сделать так, чтобы нравственное измерение стало правилом нашей жизни. Однажды в Париже к известному богослову и священнику отцу Александру Ельчанинову подошли студенты и спросили: «Батюшка, Вы говорите о том, что говорит и чему учит Священное Писание. А как нам поступать в повседневной жизни, когда друзья предают, обманывают, ведь Евангелие не дает конкретных ответов на эти вопросы?». Отец Александр тогда ответил: «Жить по-христиански значит жить так, как жил бы на вашем месте Христос». То есть смотреть на жизнь через призму учения Спасителя, через нравственные постулаты Священного Писания, через Евангелие. Можно говорить много и долго о недостатках людей, которые возвещают Евангелие, но никто не может сказать об ущербной нравственности самого Евангелии. Жить нравственно очень тяжело, потому что в нас всегда борется нравственное и безнравственное, светлое и темное, правда и ложь — в человеке все присутствует. Но от нашей свободной воли зависит, что победит в нас. В любой жизненной ситуации у нас всегда есть право выбора, и от того, как мы будем оценивать себя, будет зависеть, как мы поступим по отношению к другому человеку, и каким будет результат. Мы можем быть разными людьми, но в одном мы едины: мы граждане своего Отечества, живущие в согласии с нравственными заповедями Евангелия. По крайней мере, так должно быть. Диалог между вузами, Церковью и другими слоями нашего общества необходим. Нам нужно перестать смотреть друга на друга свысока, нужно сойти со своих кафедр и начать общаться. Через это общение, от сердца к сердцу, когда мы смотрим друг друга, когда совершаем общие дела, когда мы помогаем другим людям, происходит изменение всей нашей жизни.

— Россия — многоконфессиональная страна, и здесь, на Юге России, это особенно видно. Какими, по Вашему мнению, должны быть шаги по консолидации общества и студенческого сообщества в частности?

— В семье тоже живут разные люди, часто люди разных национальностей, разного вероисповедания. Но этих людей роднит доброе отношение друг к другу, любовь, забота друг о друге. Когда мы начинаем напоминать себе, что мы разные, мы должны помнить о том, что у нас общего. А общее у нас Отечество, страна, наш Донской край. Я думаю, что люди разных религиозных взглядов могут найти возможности соработничества в совместных проектах. Это могут быть волонтерские проекты, социальная, просветительская, культурная работа, изучение культуры и религии друг друга. Но прежде чем начинать изучать другую культуру, нужно хорошо знать и ценить свою. Мы часто восхищаемся культурами других народов, нас интересуют те, кто живет за пределами нашего Отечества, мы воспеваем хвалебные гимны духовным достоянием других стран. А когда в своем государстве ходим мимо памятников глубокой старины, мы не осознаем, что рядом с нами находится величайшее богатство.

В основу общественного диалога должен быть положен принцип уважения, открытости, сотрудничества. Мои религиозные убеждения — это мои внутренние религиозные убеждения, а моя работа с людьми — это мое общение, моя открытость обществу. Для этого нужно знать хорошо свою культуры, любить ее, уважая культуру других.

— Владыка, как Вы относитесь к современной науке, информационным технологиям, Интернету?

— Наука развивается, открываются все новые и новые возможности. Но вопрос не в том, как мы открываем эти возможности, а как мы их используем. Один из известных богословов сказал: «Наука, лишенная Бога, это великолепное зло». На мой взгляд, это очень красивое и правильное определение. Вся область естествознания лишенная духовной составляющей, может превратиться во зло. Примеров тому достаточно. Открыли явление ядерной реакции, создали атомные электростанции, но тут же создается и атомная бомба. Сделали доступным Интернет, открылись прекрасные возможности для духовного общения, но тут же — бездна для беззакония. Я отношусь положительно к тому, что открывают, к тому, что на службе человека. Но обязательно должен быть нравственный критерий, который позволяет нам сделать то, что Бог открывает людям о Себе, и о Своем творении.

— Ваше Высокопреосвященство, как руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации рассматриваете ли Вы возможность сотрудничества светского и духовного образования. Какие формы, методы работы предполагаются в этой сфере?

— Взаимодействия со светской школой Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ищет и всячески к этому стремится, но не для того, чтобы создать адептов Православной Церкви в вузах, а для того, чтобы духовное начало присутствовало в нашей жизни, вне зависимости от того, какими науками занимаются в вузе. Мы должны дать необходимые знания, если они востребованы, помочь человеку сориентироваться в религиозном пространстве.

— Сегодня большинство студентов, молодежь не знает, как и зачем идти в храм. Как можно помочь молодым людям обрести дорогу к храму?

— Если у человека болит зуб, то он идет к стоматологу. Подходя к двери стоматологического кабинета, он слышит, как работает машина. Человек, конечно, может уйти, но при этом зуб останется больным. У вас есть выбор, вы можете либо пойти туда и вылечить свой зуб, либо еще долго испытывать боль. Примерно то же самое можно сказать и по отношению к Вашему вопросу. Очень многие упрекают Церковь в том, что она не научила, как прийти в храм, не научила верить. Но почему сами не пришли и не научились? Проблема в том, что Церковь многие рассматривают как некий сервис, сферу религиозного обслуживания населения. Но если Вы хотите что-то изменить в себе, необходимо работать над собой самому, прилагать огромные усилия.

Церковь готова и открыта к сотрудничеству. Если есть желание говорить о традициях Церкви, мы можем встречаться не только в стенах ДГТУ, но и в храме.

— Как Вы относитесь к судебному приговору «Pussy Riot»?

— Если вы посмотрите на страницы многих периодических изданий, то увидите целую череду статей, которые направлены против Церкви. Все это говорит об уровне всевозрастающей духовой деградации нашего общества. После кощунственного акта этой группы наше общество много и долго рассуждало: хорошо сделали они или плохо? Какие формы это должно было приобрести? Рассуждений было тысячи на этот счет. Но мы ведь должны говорить не о форме, а том, что они сделали. И если наше общество мирится с тем, что происходит поругание национальных святынь — это же тревожнейший сигнал для общества. Почему война 1812 года стала Отечественной? Это не война аристократии. Крестьяне не были понуждаемы помещиками защищать их имущество, народ встал на защиту своего Отечества. Почему? Потому что враг посягнул на национальные святыни русского народа. Потому что люди поняли — пришел враг, и он сметет и помещиков, и крестьян, и Церковь. И ничего не останется от России. Вот почему народ встал на оборону своего Отечества и война приобрела форму Отечественной войны. А мы сегодня рассуждаем на гробах наших великих предков. Было учинено глумление, а мы рассуждаем — можно ли это делать или не стоит, хорошо они сделали или плохо? Слава Богу, что подавляющее большинство людей, участвующих в этой дискуссии, сказало «нет» в адрес кощунства и святотатства. Это очень хороший симптом. Была предпринята очень серьезная попытка продиагностировать наш народ, сможет ли он выстоять против этого, насколько он духовно стабилен. Мы убедились, что в обществе пока эта стабильность присутствует и народ слушает голос разума.

— Сейчас в СМИ устанавливают всевозможные возрастные ограничения. Как Вы думаете, это поможет решить проблему нравственности?

— Когда я вижу «12+», «16+», «18+», я улыбаюсь. Я думаю, что так поступает большинство людей, которые это видят, потому что «12+», «16+», «18+» на нашу нравственность не влияют. Конечно, положительно то, что государство вспомнило о том, что надо ставить возрастные цензы, это правильно. Во всех цивилизованных странах все, что жестоко, аморально, идет на специальных каналах. То, что у нас сейчас осуществляется разработка и установка программ, которые блокируют доступ детей к соответствующим сайтам, это тоже хорошо и правильно. То есть осознание необходимости в заботе о нравственности детей и юношества в обществе возрастает. Печально, что возрастает слишком медленно, потому что все остальное растет в геометрической прогрессии. Но не только нужно устанавливать ограничения по возрасту, родители в первую очередь должны заботиться о нравственности своих детей. Запрет должен работать внутри у человека, только в этом случае возможно здоровое общество. Запрет внешний какое-то время будет иметь силу, но ведь ребенок может пойти к другому телевизору, увидеть то, что его развращает через другой компьютер. Не в этом дело. Дело в создании внутреннего неприятия тех вещей, которые пытаются нам навязать. Это уже вопрос воспитания.

— Иисус Христос говорил: «Кто с нами, тот не против нас». Почему Церковь не признает целителей?

— Господь также говорил: «Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи, со Мною рядом». Есть коренное отличие между исцелением, которое происходит в Церкви благодатью Святого Духа, и тем, что происходит у целителей. В первом случае Божественная сила сообщается человеку, а во втором эта сила забирается у человека, происходит духовное обкрадывание. Если Вы прочитаете Священное Писание, то увидите, что все исцеления, которые совершал Спаситель, происходили через веру и покаяние, через изменение своей жизни. Целительство же приобретает такие формы, когда при всей порочности жизни хотят с черного входа получить то, чего не заслуживают. Поэтому Церковь и против целителей.

— Думаю, многие из нас, студентов, в той или иной степени задаются вопросом, что есть душа?

— Душа есть духовная субстанция, единожды рожденная, проживающая земную жизнь один раз и предназначенная для вечности. Душа делает человека человеком. Душа — это внутренний мир, обогащенный или обкраденный. Поэтому так важно заботиться о своей душе, беречь ее, питать и обогащать. Эта духовная сущность, дарованная нам родителями и Богом, есть самое ценное в нашей жизни. Берегите душу!

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В подмосковном Красногорске освятили здание образовательного центра «Полет»

Якутская епархия удостоена благодарности за активное участие в конкурсе «Православная инициатива»

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Свято-Тихоновский университет приглашает к участию в сообщество школы, поддерживающие ценность фундаментального образования

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провел видеоконференцию с духовниками, атаманами и казаками Терского и Донского казачьих войск