По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 28 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Екатеринбург.
В екатеринбургском аэропорту митрополита Илариона встретил Высокопреосвященный Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский.
Председатель ОВЦС в сопровождении митрополита Кирилла посетил Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построенный на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты святые Царственные страстотерпцы. Владыка поклонился многочисленным святыням, пребывающим в храме.
В Патриаршем подворье Екатеринбурга митрополит Екатеринбургский и Верхотурский дал обед в честь высокого гостя.
Позднее в здании Правительства Свердловской области состоялась встреча митрополита Илариона с председателем правительства Д.В. Паслером.
В Уральском государственном университете владыка Иларион принял участие в заседании Совета ректоров вузов города Екатеринбурга. В ходе заседания прозвучал его доклад, посвященный взаимодействию Церкви со светскими высшим образованием и наукой.
В своем выступлении митрополит Иларион, в частности, отметил: «Если Церковь, опираясь на тысячелетнюю традицию, формирует мировоззрение, духовный облик и культурные предпочтения православных верующих, то вуз оказывает определяющее влияние на будущее поколение образованных граждан, обеспечивая их профессиональную подготовку, высокий уровень научной компетенции и эрудиции, а также формируя особый культурный тип российского специалиста и ученого XXI века». Именно поэтому, подчеркнул владыка, «присутствие теологии в высшей школе оправданно, и прежде всего, по соображениям полноты культурного формирования, к которой призван классический университет, а в идеале — любой вуз».
«Церковь не является врагом науки, — подчеркнул докладчик, — и современной науки в том числе. Церковь никоим образом не принижает разум; наоборот, она рассматривает его как способность, дарованную человеку Самим Богом. Позиция Церкви заключается в том, что научное знание не является единственным знанием, а так называемое "научное мировоззрение" — единственно возможным и правильным мировоззрением. Церковь настаивает на том, что разум не противоречит вере, в том числе религиозной. И она настаивает на том, что, наряду с научным знанием, существует значимое для человека и общества вненаучное знание: обыденное, художественное, философское, религиозное. Таким образом, религиозное знание можно назвать одним из видов "гуманитарного знания" — с той лишь оговоркой, что, с церковной точки зрения, это знание опирается на Божественное откровение».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru