Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели паллиативной помощи

Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели паллиативной помощи
Версия для печати
28 сентября 2012 г. 17:48

26-27 сентября 2012 года в г. Ирпень (Киевская область) состоялся Первый национальный конгресс по паллиативной помощи. На пленарном заседании с докладом «Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели палиативной помощи» выступил председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви архидиакон Сергий Косовский.

Одной из главных проблем, стоящих на пути развития паллиативной помощи в Украине является выработка ее социальной модели, приемлемой, как с точки зрения современных стандартов оказания помощи неизлечимым больным, так и в отношении духовных и культурных традиций нашего общества. Неотъемлемой составляющей этой традиции является солидарное участие и помощь нуждающимся на началах христианских добродетелей милосердия, сострадания и любви к ближнему, которые столетиями культивировала Православная Церковь.

В настоящее время эта традиция продолжает жить как в привычных формах церковной благотворительности, так и в новых направлениях церковного социального служения, в работе с различными категориями населения, требующими социальной поддержки. Одной из таких категорий являются неизлечимые терминальные больные, решение проблем которых требует комплексного системного подхода и взаимодействия всех общественных институтов. Каковы предпосылки участия в этой проблеме Церкви, и что Она может предложить на сегодняшний день обществу?

Предпосылки церковного участия в программах паллиативной и хосписной помощи

Остановимся в начале на тех объективных предпосылках, которые позволяют рассматривать Церковь в качестве полноценного субъекта социальной политики и партнера государства в развитии паллиативной и хосписной помощи.

Исторический опыт социального служения. Не лишним будет напомнить, что сама идея помощи тяжело больным и умирающим людям и организации для них специальных учреждений — приютов, а также домов общественного призрения родилась в недрах христианской европейской культуры, в тот период ее развития, в котором Церковь была одним из главенствующих социальных институтов. В Византии большинство лечебных учреждений находились в ведомстве Церкви, а их служители причислялись к церковному клиру. Церковь рассматривалась как естественный орган благотворительности и социальной поддержки, аккумулирующий и перераспределяющий общественные средства в пользу нуждающихся.

Интересен опыт отечественной социально-медицинской благотворительности, ярким примером которого является деятельность Свято-Покровского женского монастыря в Киеве. Монастырь был основан трудами Великой княгини Александры Петровны Романовой, в иночестве Анастасии в конце XIX века и получил широкую известность благодаря бесплатной, и вместе с тем, одной из лучших по оснащенности и качеству лечения и ухода клиник. Здесь размещался первый в Киеве и всей Российской Империи рентгеновский аппарат. Практиковали лучшие киевские врачи, в том числе будущий президент Академии наук Украины Даниил Кириллович Заболотный. Амбулатория, принимала до 500 больных в день. Аптека бесплатно отпускала лекарства по рецептам врачей клиники. Были организованы стационар, с терапевтическим и хирургическим отделением, приют для неизлечимых больных, а в период эпидемии тифа — инфекционное отделение. За 20 с небольшим лет своего существования в клинике было произведено около восьми тысяч хирургических операций различной сложности с летальность менее 4%.

Организация питания и ухода за больными находились на попечении обители. Младший медицинский персонал больницы составляли монахини монастыря. Средства на содержание поступали от благотворительных пожертвований, в первую очередь членов Императорской Фамилии, государственного бюджета, а также доходов монастыря.

Данный исторический пример может быть положен в основу модели паллиативной помощи, характерной особенностью которой является партнерское объединение организационных, материальных и моральных ресурсов церковных, общественных и государственных организаций в сочетании с разделением их социальной компетенции. 

В этой связи важно обратить внимание на существующий опыт, духовные, моральные и организационные ресурсы Церкви.

Современный опыт социального служения. К настоящему время Церковь уже располагает практическим опытом работы с больными, как в условиях медицинского стационара, так и вне его. Так, в городе Киеве при всех крупных медицинских учреждениях образовались церковные приходы, на базе которых действуют сестричества милосердия и благотворительные организации. Вместе, под единым началом они осуществляют духовное окормление больных, патронажный уход, социальное обслуживание, а также оказывают благотворительную помощь больным. То есть, в этом опыте есть как раз те составляющие, которые отвечают современной концепции паллиативной помощи. Именно в этом ключе, в конце 1990-х — начале 2000-х годов, был организован проект детского хосписа для пациентов Киевского городского онкологического центра, ставший одним из первых системных социальных проектов Церкви и послуживший образцом для дальнейшей практической церковной социальной работы, а также ее методического обеспечения.

В настоящее время имеются все необходимые нормативно-правовые, организационные и методологические основания для совместной церковно-государственной деятельности в сфере паллиативной помощи. Это закрепленное в Законодательстве Украины право больного на удовлетворение его духовных потребностей и участие в религиозных отправлениях в медицинских учреждениях. Это разностороннее сотрудничество Церкви и медицинских учреждений, закрепленное договором между Украинской Православной Церковью и Министерством Здравоохранения Украины. Это принятая Священным Синодом Украинской Православной Церкви Концепция развития паллиативной помощи. Ее важнейшими положениями являются:

1. Необходимость донесения до больного человека правдивой информации о его состоянии. Здесь следует понимать, что знание больным реального положения вещей является не только этической проблемой — вызовом паллиативной помощи, но и важным условием, позволяющим эту помощь оказать наиболее эффективно, соблюдая интересы и жизненные приоритеты самого больного человека.

2. Из принципа приоритетов и прав больного, вытекает партнерская модель оказания ему помощи, как со стороны духовных лиц, так и медицинского и социального персонала. Это модель сотрудничества с больным в интересах больного и его окружения.

3. Многомерный характер проблем возникающих у неизлечимых больных требует соответствующего комплексного ответа, который может быть дан мультидисциплинарной командой специалистов, которые понимают задачи и методы работы своих коллег, в том числе духовные аспекты помощи больному.

4. Духовные потребности больного человека являются ключевыми в условиях удовлетворения его проблем связанных с уходом и обезболиванием.

5. Духовная помощь и моральная поддержка требуются не только больному, но и его ближайшему окружению, в том числе персоналу оказывающему больному помощь.

Рассматривая паллиативную помощь как предмет своего особого попечения, Церковь придает первостепенное значение духовным приоритетам в жизни человека и общества, необходимости мобилизации его моральных ресурсов. Исходя из этого, организация волонтерского движения стала еще одной важной вехой в современном опыте социального служения Церкви.

Другим значимым в данном контексте направлением церковной социальной деятельности является возрождение практики церковного попечительства и организации домов общественного призрения, или на более современном языке — домов социального ухода (будинків соціального догляду), для сирот, бездомных, а также пожилых и немощных людей, нуждающихся в сторонней помощи. Примерами такого рода служат детский дом в Черновицкой епархии под руководством епископа Лонгина (Жара), дом милосердия для больных и обездоленных в Одесской епархии, устроенный стараниями игумении Серафимы (Шевчик), приходской дом престарелых в Киевской епархии в селе Степок (директор Галина Маковий), и еще много других подобных им приходских и епархиальных учреждений Украинской Православной Церкви. Для этих учреждений характерно совместное участие Церкви и государства в социальном и медицинском обслуживании нуждающихся, обустройстве их быта, создании достойных условий жизни. Вместе с тем, наличие в Церкви развитой организационной структуры и административной вертикали управления, позволяют закреплять подобный опыт и устойчиво воспроизводить его на всей территории страны.

Таким образом, на сегодняшний день существуют все необходимые условия и предпосылки деятельностного церковного участия в различных социальных программах, которое в случае паллиативной и хосписной помощи может быть сформулировано в виде следующей модели.

Партнерская модель паллиативной и хосписной помощи

Партнерская модель паллиативной помощи, основывается на принципе интеграции организационных, материальных и моральных ресурсов Церкви и государства, и может быть представлена двумя основными типами, в зависимости от базовой площадки оказания помощи. В каждом из них медицинское обслуживание относится к компетенции государства в соответствии с существующими стандартами.

Первый тип. База помощи — государственное учреждение здравоохранения. В этом случае, в условиях стационара содержание больных осуществляется за счет бюджетных средств учреждения, социальное обслуживание и патронаж — за счет церковных ресурсов, при условии признания государством статуса сестры милосердия и ее функций в регламенте паллиативной помощи.

Второй тип. База помощи — церковное учреждение социальной опеки, по типу дома престарелых. Содержание, патронаж и социальное обслуживание в этом случае осуществляется за счет церковных ресурсов, медицинское обслуживание — бригадами паллиативной помощи территориальных учреждений здравоохранения. Этот подход требует наличия в учреждениях здравоохранения отдельных функциональных структур по обслуживанию паллиативных больных как в самом медицинском стационаре, независимо от его профиля, так и вне его.

Предложенная модель является реалистичной и перспективной в условиях современного украинского общества, в котором Церковь является лидером доверия населения и располагает необходимыми для своего социального служения моральными ресурсами.

Концепція Української Православної Церкви щодо розвитку паліативної допомоги в Україні, 2009 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://old.risu.org.ua/ukr/resourses/religdoc/uocmp_doc/paliative/ — Опис зроблено: 8.09.2012.

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Участники X Межрегиональной конференции по социальному служению в Челябинске познакомились с новыми благотворительными программами и проектами Церкви

В Санкт-Петербурге открылась конференция «Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы»

Пострадавших в ДТП в Сочи детей навестил епископ Сочинский Герман

При поддержке Синодального отдела по благотворительности в Омске открылся епархиальный центр гуманитарной помощи

Тысячи паломников совершили крестный ход в Почаевский Свято-Духов монастырь-скит

Новый храм Украинской Православной Церкви освящен в Черкасской области

Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил церковные награды многодетным матушкам

На заседании Ученого совета Киевских духовных школ под председательством Блаженннейшего митрополита Онуфрия подвели итоги учебного года

При поддержке конкурса «Православная инициатива» в Смоленске состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам охраны психического здоровья

Глава Тамбовской митрополии принял участие во вручении ежегодной премии имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Пострадавших в ДТП в Сочи детей навестил епископ Сочинский Герман

Председатель Синодального отдела по благотворительности принял участие в открытии кризисного отделения для подростков в Москве