Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели паллиативной помощи

Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели паллиативной помощи
Версия для печати
28 сентября 2012 г. 17:48

26-27 сентября 2012 года в г. Ирпень (Киевская область) состоялся Первый национальный конгресс по паллиативной помощи. На пленарном заседании с докладом «Церковно-государственное партнерство как основа национальной модели палиативной помощи» выступил председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви архидиакон Сергий Косовский.

Одной из главных проблем, стоящих на пути развития паллиативной помощи в Украине является выработка ее социальной модели, приемлемой, как с точки зрения современных стандартов оказания помощи неизлечимым больным, так и в отношении духовных и культурных традиций нашего общества. Неотъемлемой составляющей этой традиции является солидарное участие и помощь нуждающимся на началах христианских добродетелей милосердия, сострадания и любви к ближнему, которые столетиями культивировала Православная Церковь.

В настоящее время эта традиция продолжает жить как в привычных формах церковной благотворительности, так и в новых направлениях церковного социального служения, в работе с различными категориями населения, требующими социальной поддержки. Одной из таких категорий являются неизлечимые терминальные больные, решение проблем которых требует комплексного системного подхода и взаимодействия всех общественных институтов. Каковы предпосылки участия в этой проблеме Церкви, и что Она может предложить на сегодняшний день обществу?

Предпосылки церковного участия в программах паллиативной и хосписной помощи

Остановимся в начале на тех объективных предпосылках, которые позволяют рассматривать Церковь в качестве полноценного субъекта социальной политики и партнера государства в развитии паллиативной и хосписной помощи.

Исторический опыт социального служения. Не лишним будет напомнить, что сама идея помощи тяжело больным и умирающим людям и организации для них специальных учреждений — приютов, а также домов общественного призрения родилась в недрах христианской европейской культуры, в тот период ее развития, в котором Церковь была одним из главенствующих социальных институтов. В Византии большинство лечебных учреждений находились в ведомстве Церкви, а их служители причислялись к церковному клиру. Церковь рассматривалась как естественный орган благотворительности и социальной поддержки, аккумулирующий и перераспределяющий общественные средства в пользу нуждающихся.

Интересен опыт отечественной социально-медицинской благотворительности, ярким примером которого является деятельность Свято-Покровского женского монастыря в Киеве. Монастырь был основан трудами Великой княгини Александры Петровны Романовой, в иночестве Анастасии в конце XIX века и получил широкую известность благодаря бесплатной, и вместе с тем, одной из лучших по оснащенности и качеству лечения и ухода клиник. Здесь размещался первый в Киеве и всей Российской Империи рентгеновский аппарат. Практиковали лучшие киевские врачи, в том числе будущий президент Академии наук Украины Даниил Кириллович Заболотный. Амбулатория, принимала до 500 больных в день. Аптека бесплатно отпускала лекарства по рецептам врачей клиники. Были организованы стационар, с терапевтическим и хирургическим отделением, приют для неизлечимых больных, а в период эпидемии тифа — инфекционное отделение. За 20 с небольшим лет своего существования в клинике было произведено около восьми тысяч хирургических операций различной сложности с летальность менее 4%.

Организация питания и ухода за больными находились на попечении обители. Младший медицинский персонал больницы составляли монахини монастыря. Средства на содержание поступали от благотворительных пожертвований, в первую очередь членов Императорской Фамилии, государственного бюджета, а также доходов монастыря.

Данный исторический пример может быть положен в основу модели паллиативной помощи, характерной особенностью которой является партнерское объединение организационных, материальных и моральных ресурсов церковных, общественных и государственных организаций в сочетании с разделением их социальной компетенции. 

В этой связи важно обратить внимание на существующий опыт, духовные, моральные и организационные ресурсы Церкви.

Современный опыт социального служения. К настоящему время Церковь уже располагает практическим опытом работы с больными, как в условиях медицинского стационара, так и вне его. Так, в городе Киеве при всех крупных медицинских учреждениях образовались церковные приходы, на базе которых действуют сестричества милосердия и благотворительные организации. Вместе, под единым началом они осуществляют духовное окормление больных, патронажный уход, социальное обслуживание, а также оказывают благотворительную помощь больным. То есть, в этом опыте есть как раз те составляющие, которые отвечают современной концепции паллиативной помощи. Именно в этом ключе, в конце 1990-х — начале 2000-х годов, был организован проект детского хосписа для пациентов Киевского городского онкологического центра, ставший одним из первых системных социальных проектов Церкви и послуживший образцом для дальнейшей практической церковной социальной работы, а также ее методического обеспечения.

В настоящее время имеются все необходимые нормативно-правовые, организационные и методологические основания для совместной церковно-государственной деятельности в сфере паллиативной помощи. Это закрепленное в Законодательстве Украины право больного на удовлетворение его духовных потребностей и участие в религиозных отправлениях в медицинских учреждениях. Это разностороннее сотрудничество Церкви и медицинских учреждений, закрепленное договором между Украинской Православной Церковью и Министерством Здравоохранения Украины. Это принятая Священным Синодом Украинской Православной Церкви Концепция развития паллиативной помощи. Ее важнейшими положениями являются:

1. Необходимость донесения до больного человека правдивой информации о его состоянии. Здесь следует понимать, что знание больным реального положения вещей является не только этической проблемой — вызовом паллиативной помощи, но и важным условием, позволяющим эту помощь оказать наиболее эффективно, соблюдая интересы и жизненные приоритеты самого больного человека.

2. Из принципа приоритетов и прав больного, вытекает партнерская модель оказания ему помощи, как со стороны духовных лиц, так и медицинского и социального персонала. Это модель сотрудничества с больным в интересах больного и его окружения.

3. Многомерный характер проблем возникающих у неизлечимых больных требует соответствующего комплексного ответа, который может быть дан мультидисциплинарной командой специалистов, которые понимают задачи и методы работы своих коллег, в том числе духовные аспекты помощи больному.

4. Духовные потребности больного человека являются ключевыми в условиях удовлетворения его проблем связанных с уходом и обезболиванием.

5. Духовная помощь и моральная поддержка требуются не только больному, но и его ближайшему окружению, в том числе персоналу оказывающему больному помощь.

Рассматривая паллиативную помощь как предмет своего особого попечения, Церковь придает первостепенное значение духовным приоритетам в жизни человека и общества, необходимости мобилизации его моральных ресурсов. Исходя из этого, организация волонтерского движения стала еще одной важной вехой в современном опыте социального служения Церкви.

Другим значимым в данном контексте направлением церковной социальной деятельности является возрождение практики церковного попечительства и организации домов общественного призрения, или на более современном языке — домов социального ухода (будинків соціального догляду), для сирот, бездомных, а также пожилых и немощных людей, нуждающихся в сторонней помощи. Примерами такого рода служат детский дом в Черновицкой епархии под руководством епископа Лонгина (Жара), дом милосердия для больных и обездоленных в Одесской епархии, устроенный стараниями игумении Серафимы (Шевчик), приходской дом престарелых в Киевской епархии в селе Степок (директор Галина Маковий), и еще много других подобных им приходских и епархиальных учреждений Украинской Православной Церкви. Для этих учреждений характерно совместное участие Церкви и государства в социальном и медицинском обслуживании нуждающихся, обустройстве их быта, создании достойных условий жизни. Вместе с тем, наличие в Церкви развитой организационной структуры и административной вертикали управления, позволяют закреплять подобный опыт и устойчиво воспроизводить его на всей территории страны.

Таким образом, на сегодняшний день существуют все необходимые условия и предпосылки деятельностного церковного участия в различных социальных программах, которое в случае паллиативной и хосписной помощи может быть сформулировано в виде следующей модели.

Партнерская модель паллиативной и хосписной помощи

Партнерская модель паллиативной помощи, основывается на принципе интеграции организационных, материальных и моральных ресурсов Церкви и государства, и может быть представлена двумя основными типами, в зависимости от базовой площадки оказания помощи. В каждом из них медицинское обслуживание относится к компетенции государства в соответствии с существующими стандартами.

Первый тип. База помощи — государственное учреждение здравоохранения. В этом случае, в условиях стационара содержание больных осуществляется за счет бюджетных средств учреждения, социальное обслуживание и патронаж — за счет церковных ресурсов, при условии признания государством статуса сестры милосердия и ее функций в регламенте паллиативной помощи.

Второй тип. База помощи — церковное учреждение социальной опеки, по типу дома престарелых. Содержание, патронаж и социальное обслуживание в этом случае осуществляется за счет церковных ресурсов, медицинское обслуживание — бригадами паллиативной помощи территориальных учреждений здравоохранения. Этот подход требует наличия в учреждениях здравоохранения отдельных функциональных структур по обслуживанию паллиативных больных как в самом медицинском стационаре, независимо от его профиля, так и вне его.

Предложенная модель является реалистичной и перспективной в условиях современного украинского общества, в котором Церковь является лидером доверия населения и располагает необходимыми для своего социального служения моральными ресурсами.

Концепція Української Православної Церкви щодо розвитку паліативної допомоги в Україні, 2009 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://old.risu.org.ua/ukr/resourses/religdoc/uocmp_doc/paliative/ — Опис зроблено: 8.09.2012.

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Орловская епархия передала луганским детям 300 килограммов сладостей и круп

Армавирская епархия передала две тонны помощи в Бердянск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 марта 2024 года) [Статья]

В преддверии празднования памяти святителя Луки Крымского священнослужители Крымской митрополии совершили пастырскую поездку в военный полевой госпиталь

Луганская епархия передала помощь для бездомных. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 марта 2024 года) [Статья]

Епископ Сормовский Иннокентий посетил нижегородский военный госпиталь

Архиепископ Якутский Роман выступил на Всероссийской научно-практической конференции с докладом о духовной помощи паллиативным больным и освятил часовню в Республиканском онкологическом диспансере

Архиепископ Якутский Роман посетил Республиканский детский дом в поселке Серебряный Бор

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Армавирская епархия передала две тонны помощи в Бердянск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 марта 2024 года) [Статья]

Луганская епархия передала помощь для бездомных. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 марта 2024 года) [Статья]

Синод Антиохийского Патриархата призвал усилить молитвы об Украинской Православной Церкви