В начале сентября Новосибирскую митрополию посетил настоятель Свято-Владимирского прихода Русской Православной Церкви Заграницей в Анн-Арбор, штат Мичиган, протоиерей Григорий Джойс. Священник приехал в Сибирь, чтобы собрать необходимые данные для завершения диссертационной работы на тему использования православным духовенством разных форм подачи информации о других религиозных конфессиях в беседах с прихожанами. Ранее такая же работа была проведена среди американского духовенства.
Во время своего пребывания на сибирской земле отец Григорий побеседовал с руководителем Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского О. Заевым.
— Как сегодня живет Русская Православная Церковь Заграницей после воссоединения Церквей в 2007 году?
— Во-первых, мы очень рады тому, что нам удалось успешно завершить процесс воссоединения. Наконец-то мы можем сотрудничать с нашими братьями и сестрами во Христе из России, в том числе и на академическом уровне. И мой визит к вам — это также прямое следствие воссоединения, без которого моя командировка была бы невозможна.
Русская Православная Церковь Заграницей всегда существовала как временно образование, но люди забыли о временности этого статуса. И самая большая работа, которую нам нужно было проделать внутри Церкви перед воссоединением, это объяснить людям, что пришло время изменить статус. Нужно было помочь нашим прихожанам понять всю важность этого процесса. Возможно, наша епархия отличается от других тем, что мы раньше других начали готовить людей к предстоящему воссоединению, потому что верили, что оно рано или поздно произойдет. С 2000 года мы регулярно публиковали решения пастырских совещаний, в которых сообщалось о необходимости канонического общения. И должен сказать, когда мы только начали говорить об этом, многие прихожане признались, что они ждали этого разговора и понимают, насколько он важен.
Количество приходов, не поддержавших воссоединение и не присоединившихся к церковной полноте, невелико. В нашей епархии из 50-ти священников мы потеряли только одного. И еще одного диакона. Отдельные прихожане покинули приходы, но таких людей тоже немного. Некоторое исключение могут составлять южноамериканские приходы. Там статистика несколько иная, но и она не особенно впечатляет. Тем не менее мы не оставляем попыток убедить этих людей пересмотреть свои взгляды.
— А сколько всего православных христиан проживает в Америке?
— Точных цифр у нас, конечно же, нет. Думаю, не более одного процента. Это значит, что в Соединенных Штатах около трех миллионов православных христиан. В их число входят русские, арабы, болгары, румыны, сербы, то есть представители тех наций, которые изначально являются носителями православной культуры, ну и, конечно, так называемые «чистые американцы».
Но мы остаемся религией в меньшинстве.
Вообще в Америке о религии говорят открыто и охотно. Это особенность американского народа. Не обязательны серьезные, глубокие рассуждения о вере. Люди по дороге в продуктовый магазин или на прогулке, или в гостях очень искренне интересуются, в какую церковь ходят их знакомые, в чем заключается вера, которую те исповедуют, и прочее. Подавляющее большинство американцев считают себя религиозными людьми, даже если они не посещают церковь. Все это позволяет нам свободно рассказывать людям о нашей православной вере.
Существует много проблем, которые заставляют людей задуматься о вере. А вот почему люди приходят в Православную Церковь из других религиозных конфессий, даже нехристианских — особый вопрос. Частичный ответ есть — люди ищут более глубокого понимания и выражении своей веры. И те из них, кто приходит в православную Церковь, говорят, что вот теперь они чувствуют себя как дома и, наконец-то, обрели то место, которое всегда искали.
— Вы сказали, что американцы считают себя религиозными людьми. Но если это так, то как же тогда объяснить организованные шествия по улицам ваших городов представителей сексуальных меньшинств? Ведь с точки зрения любой религии сексуальные извращения являются грехом.
— Сейчас для Америки более актуальной проблемой, чем гей-парады, являются однополые браки. Не прекращающаяся общественная дискуссия на эту тему в какой-то мере является продолжением дискуссии о браках между черными и белыми людьми. И поэтому Церкви трудно включиться в эти дебаты, потому что они не связаны с теологическим исследованием проблемы и изначально ведутся исключительно в сфере прав человека. То есть лежат в совершенно иной плоскости. Но это не означает, что Церковь хранит молчание. Мы стараемся говорить об этом с обществом, однако проблема в том, что само общество не ждет никаких комментариев от Церкви на эту тему.
— В своей диссертации Вы исследуете вопрос, как православные священники рассказывают о чужой вере своим прихожанам, какие приемы для этого используют. И здесь вполне может возникнуть проблема неточной или однобокой подачи информации с целью привлечь людей на свою сторону. Вы согласны?
— Да, это проблема, с которой может столкнуться каждый священник. Как сказать эту самую правду? Мне кажется, что такие разговоры не должны превращаться в сухой пересказ учебников. При этом нельзя преуменьшать значение других религий, но объяснять содержание их веры с точки зрения Православия. Мы, священнослужители, не должны думать за православного человека, мы должны давать ему по возможности полную и правдивую информацию, а решает уже будет он сам. К примеру, своим прихожанами я сначала представляю чужую веру через призму Православия, а затем прошу задавать вопросы.
— Многие россияне с подозрением смотрят на ислам, видя в этой религии определенную опасность. А Вы на приходе говорите на эту тему? Или она для Вас не актуальна?
— Я сам живу в одном из пригородов Детройта, населенного мусульманами. Это наши добрые соседи. Следует понимать, что опасность исходит от экстремистских групп, число которых в исламе невелико. Поэтому при беседах об исламе, которые происходят у нас на приходе, за основу мы берем историю этой религии: как она зародилась, как развивалась. Естественно, затрагиваем и тему гонений на христиан во времена халифата. Это необходимо для того, чтобы православный христианин был готов к беседе со своими соседями-мусульманами. Мы учим своих прихожан, что мы миссионеры в Америке. И как настоящие миссионеры мы должны вести достойную православную жизнь — в этом заключается наше миссионерское делание. В мире следует проповедовать христианскую любовь, и это станет началом для возможной теологической дискуссии.
— В Америке, так же как и в России, действуют деструктивные секты и культы. Согласитесь, что это серьезная проблема для вашего общества.
— Для каждой семьи, член которой вовлечен в религиозную деструктивную группу, — это очень серьезная проблема. Но при этом нельзя сказать, что подобные вопросы серьезно обсуждаются на разных общественных и государственных уровнях. К примеру, церковь сайентологии запрещена во многих европейских странах, однако в Америке она не запрещена. Государство проявляет себя только в тех случаях, когда в секты преступают закон. Сюда может относиться похищение людей, плохое обращение с детьми, нарушение налогового законодательства и прочее.
— А каковы масштабы оккультизма и неоязычества в Америке?
— Оккультизм, конечно, существует, но влияние его на общество невелико. Возможно, для кого-то астрология, неоязычество и стали частью жизни, но все равно эта не главная часть в их жизни. Меня волнует другое. Оккультные или неоязыческие практики, увлечение гороскопами и так далее — это больше игра, однако именно игровая форма делает эти увлечения особенно привлекательными. При этом люди не отдают себе отчета в том, что на самом деле за этой игрой может скрываться что-то очень серьезное и опасное. Мы предупреждаем прихожан об этом, говорим, что христианину недопустимо этим заниматься.
— Отец Григорий, Вы являетесь настоятелем церкви во имя святого равноапостольного и великого князя Владимира в Анн-Арбор. Расскажите, пожалуйста, о своем приходе.
— Примерно 60% наших прихожан имеют славянское происхождение. Из них 40% — эмигранты из Советского Союза и прочих бывших социалистических стран, остальные 20 процентов — представители второго, третьего и даже четвертого поколения эмигрантов. Ну и, наконец, оставшиеся 40% всех прихожан составляют «чистые американцы». Я отношусь ко второму поколению русской эмиграции. А вот моя супруга — «чистая американка».
В прошлом году приход отпраздновал свое 30-летие. Он был основан в 1981 году девятью семьями. Сначала службы велись в подвале католической церкви, затем прихожане купили гараж, который перестроили под храм. Пять лет назад мы расширили помещение, благодаря чему церковь стала значительнее просторнее, светлее. Но сейчас с Божией помощью мы приступаем к строительству нового здания церкви.
— Отец Григорий, в воскресенье Вы служили Божественную литургию в Александро-Невском соборе. В храме было много маленьких детей, которых родители привели причаститься. А на вашем приходе много детей?
— Да, на нашем приходе тоже много молодых семей, которые имеют детей. У нас есть своя детская воскресная школа, детский летний лагерь. Наша молодежь очень активна, благодаря чему в Церковь приходят все новые и новые молодые люди.
Портал «Образование и Православие»/Патриархия.ru