Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Астанайский Александр: «Вся земная жизнь святителя Спиридона была соткана из дел любви…»

Митрополит Астанайский Александр: «Вся земная жизнь святителя Спиридона была соткана из дел любви…»
Версия для печати
1 сентября 2012 г. 12:58

Интервью главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, посвященное принесению осенью 2012 года в Казахстан десницы святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.

— Ваше Высокопреосвященство, осенью нынешнего года мы станем свидетелями давно ожидаемого православными верующими Казахстана события: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с доброго согласия митрополита Керкиры и Ионических островов Нектариоса (Элладская Православная Церковь) в Митрополичий округ прибывают святые мощи (десница) святителя Спиридона, епископа Тримифунтского…

— Сегодня для общения людей не являются препятствием ни расстояния, исчисляемые тысячами километров, ни государственные границы. Никогда в истории так активно не путешествовали по миру и православные святыни. Если, скажем, составить карту паломничества по земному шару выдающейся святыни Русского Зарубежья — Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», которая в прошлом году побывала и в Казахстане, — это будет удивительный документ. К числу таких «путешествующих святынь» относится и честная многоцелебная десница святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, которая прибывает в Казахстанский Митрополичий округ, где будет находиться с 10 по 30 сентября.

— Паломничество мощей святителя Спиридона свидетельствует о большом желании прикоснуться к ним у паствы разных стран и о реальной благодатной силе этой святыни. Все это вызывает вопросы у интересующихся, а подчас и далеких от Церкви людей. Как бы Вы рассказали им о смысле почитания святых мощей в Православной Церкви?

— Славянское слово «мощи» означает «кости» или «останки». Почитание святых останков, мощей праведников, корнями глубоко уходит в ветхозаветные времена и засвидетельствовано Священным Писанием.

Так, Иосиф, один из 12-ти патриархов еврейского народа завещал перенести кости его из Египта в Палестину. «Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Быт. 50:24-25). Завещание было в точности исполнено. Христианский толкователь св. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Когда все выходили из Египта и одни износили золото, другие серебро, тогда Моисей вместо всякого богатства взял и нес кости Иосифа, относя в них с собою домой сокровище величайшее и исполненное бесчисленных благ».

Совершенно замечательное свидетельство содержится в Четвертой книге Царств (13:21), которая повествует, как ожил мертвец, прикоснувшийся к костям святого пророка Елисея.

По свидетельству той же книги (23:18), царь иудейский Иосия повелел жителям города Вефиля сохранить спустя 300 лет кости человека Божия, погребенного в Вефиле при царе Израильском Иеровоаме, и кости пророка, который приходил из Самарии.

Особым благоговейным отношением окружены мощи святых подвижников в христианстве. Святитель Иоанн Златоуст, прославляя подвиг первых мучеников, восклицает: «тела и гробницы святых исполнены духовной благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый, прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верой может получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас» (Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу). Главное Таинство Церкви — Евхаристия изначально совершалась на мученических гробницах. А сегодня совершается на специальном плате, антиминсе, в который вшита частичка мощей святого мученика.

Честные останки святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея были перенесены в столицу Восточной Римской империи в царствование Константина Великого и помещались в ковчегах. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Иоанна Предтечи, в 415 году также были благоговейно перенесены в Константинополь. Как свидетельствуют историки, в эпоху расцвета Византии, в столичных монастырях и храмах были выставлены на поклонение православных христиан порядка 3 600 частиц святых мощей угодников Божиих.

Первой святыней Русской Православной Церкви стала привезенная крестителем Руси, великим князем Владимиром в 988 году из Херсонеса честная мироточивая глава святителя Климента, папы Римского, которая и доныне пребывает в пещерах Киево-Печерской лавры. А уже через тридцать лет Русь обрела и свою святыню — в Вышгороде открыли мощи святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.

Угодник Божий, стяжавший при жизни благодатную силу Святого Духа, и по смерти своей продолжает совершать чудеса через свои мощи. Такова реальность духовной жизни, засвидетельствованная многочисленными достоверными повествованиями.

— Мощи святого Спиридона являются драгоценным достоянием Вселенского Православия…

— Память великого угодника Божия празднуется 25 декабря по новому стилю. В этот день в 348 году он покинул земной мир. Святителя похоронили в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. В середине VII века его мощи были перенесены в Константинополь, а в 1453 году перевезены на остров Керкира (Корфу) в Ионическом море. Для них в 1590 году был построен храм, носящий имя святого.

Пять раз в году на этом острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона Тримифунтского.

Святитель Спиридон издревле почитался и в России.

18 февраля 1799 года по повелению императора Павла, особо почитавшего святителя Спиридона как небесного покровителя своего старшего сына Александра, военачальник Федор Ушаков освободил от захватчиков греческий остров Корфу. За эту победу праведный Феодор Ушаков был возведен в чин адмирала.

— Как Вы упомянули, десница святителя Спиридона относится к числу святынь, находящихся в непрестанных путешествиях…

— Можно говорить о том, что и после своей смерти святой Спиридон продолжает осуществлять свое служение. В истории Церкви святитель Спиридон почитается как скорый избавитель от нищеты, тяжких болезней и житейских скорбей.

Существует благочестивое народное предание о том, что святитель как живой путешествует по городам и весям разных стран, помогая нуждающимся в его помощи. Не случайно ежегодно, когда в Керкире его мощи переоблачают, то неизменно обнаруживают тапочки на ногах — стоптанными.

Трижды великая святыня Вселенского Православия — честная десница святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского, — посещала пределы Русской Православной Церкви. И в России, и на Украине тысячи и тысячи людей приходили к святителю, чтобы испросить у него молитвенной помощи в своих делах, здоровья, благополучия, ходатайства перед лицом Божиим — и получали просимое. Регулярно нетленная десница святителя Христова приносится на греческие острова Средиземноморья и в страны, где проживает православное население.

Епископ Спиридон был современником святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Период жизни обоих подвижников пришелся на благоприятные для христианства времена. Первая половина четвертого столетия в Римской империи была ознаменована выходом ряда императорских законов, сначала уравнявших христианство с другими религиями в правах, а потом и давших ему определенные преимущества.

Церковь, за три столетия своего существования пролившая потоки мученической крови и давшая миру тысячи исповедников, чьи имена носит сегодня добрая половина человечества, наконец, обрела возможность беспрепятственно проповедовать святое Евангелие. Именно тогда просиял своими подвигами ряд удивительных иерархов и преподобных отцов, которые с великой ревностью, уже не опасаясь преследований со стороны государственной власти, принялись осуществлять заветы Христа о пастырском служении.

Спаситель говорит, что Он Один является истинным Богом и Пастырем для всего человечества: «Я есьм пастырь добрый» (Ин. 10:11). Но Свой Божественный Промысел Он осуществляет на земле посредством людей, которые являются проводниками Его любви и Его воли. Почитая святых угодников, мы выражаем благоговение перед Божественным Промыслом.

Через пастырей Церкви распространяется весть о спасении, новые люди входят в церковную ограду и приобщаются тайнам духовной жизни. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16), — такова задача, которую Спаситель поставил перед Своей Церковью.

Если пастырь исполнен духовной ревностью, не щадит своих сил, здоровья, самой жизни, то Господь видимым образом ему помогает, и наделяет его чудесными способностями и благодатными дарами, которые не перестают действовать и после окончания земного поприща подвижника. В каждой православной семье хранятся предания о помощи, пришедшей по молитвам святителя и чудотворца Николая. Много известно и о заступничестве святителя Спиридона. Мне лично довелось узнать несколько подобных случаев. Например, в 2006 году пришлось закладывать новый храм в честь святителя Спиридона в далеком городке Нея Костромской губернии. Желание построить храм выразил один благотворитель, который поведал замечательную историю спасения его сына, сопровождаемого явлением святого Спиридона.

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о жизни святителя Спиридона. Какие поступки святого свидетельствуют о его особых пастырских дарованиях?

— Деятельную любовь к ближнему, которая отличает доброго евангельского пастыря, святитель проявлял с юных лет. Он происходил из богатой семьи, но все свое имущество раздал нуждающимся, предпочитая ограничиваться самым необходимым, зарабатывая на жизнь ремеслом пастуха. С юных лет он был человеком деятельным, принимал активное участие в общественной жизни родного города, его уважали все местные жители, христиане и язычники, обращавшиеся к нему за советом и духовной поддержкой.

Святому пришлось пережить немало испытаний. В расцвете лет он внезапно потерял любимую супругу. Но не возроптал, не вопрошал Бога, за что ему послана горькая утрата семейного счастья. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в этом знак и призыв Господа к особому служению. Тогда его и избрали епископом Кипрского города Тримифунта.

Вскоре жители заметили, что у их любимого пастыря открылась чудесная способность врачевать душевные и телесные недуги. В одном из селений епископа попросили помолиться о человеке, умирающем от лихорадки. Когда св. Спиридон прочитал над ложем больного молитву, умирающий тут же выздоровел. Теперь в каждом селении, куда ни приходил святитель, к нему непременно выносили тяжело болящих. Святой избегал славы человеческой и многократно повторял, что исцеления совершает Бог, а он является лишь смиренным проводником Его Божественной воли, в простоте сердца принося свою молитву.

Святитель помогал всем людям, не отказывая даже тем, кто был чужд христианству. Одно из самых ярких чудес произошло как раз в общении с женщиной — язычницей, которая принесла святому тело своей дочки, утонувшей несколько дней назад. Тело стало уже медленно разлагаться и, даже зная о чудесах святого Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя горе матери, Спиридон проникся глубочайшим состраданием и вернул ребенка к жизни. Мать не выдержала потрясения и умерла. Тогда Спиридон воскресил и ее.

Надо сказать, что способность воскрешения из мертвых, подобно воскрешению Спасителем праведного Лазаря, была дарована очень немногим святым в истории Церкви. Чудеса святого Спиридона официально признаны Церковью и имеют документальное подтверждение в Кипрских хрониках. О жизни святителя рассказывают все значимые церковные историки IV-V веков: Сократ Схоластик, Созомен, Руфин.

По слову приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II вся земная жизнь Святителя «была соткана из дел любви. И вся его посмертная жизнь, какой он живет в Царствии вечной славы, посвящена этому подвигу служения людям, ибо нет такой воздыхающей перед ним души, которая не встретила бы отклика в его любвеобильном сердце».

— Наряду с повседневным попечением о пастве, святой явился твердым защитником православной веры…

— Действительно, святитель принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Главной темой обсуждения Собора было учение Ария, унижавшего Христа и утверждавшего, что Сам Христос не является Богом, но лишь Богом сотворен. На стороне еретиков выступал изощренный в диалектике профессиональный ритор, софист Евлогий. Простая речь св. Спиридона обнаружила духовное превосходство православного учения о Божестве нашего Господа Иисуса Христа над лжемудрствованием ариан. Евлогий же через некоторое время примет таинство святого Крещения.

Святитель Спиридон в простоте сердца рассуждал о высочайшем догмате христианства, соединении Лиц Святой Троицы, следующим образом: он взял глиняную черепицу, плинфу, стиснул ее в руках, и тут же из плинфы вверх вышел огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках святителя. «Вот три стихии, — сказал он, — хотя плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице — Три Ипостаси, а Божество Едино».

Вероучение о Едином Боге, Святой Троице, выраженное в чеканных формулировках Никейского Собора, — это величайшее Откровение, сокровище, которое бережно сохраняет Церковь.

В век софистов, философов — скептиков и циников, святой Спиридон обаял окружающих простотой веры, прямодушием и такой чистотой души, которая ценится Богом превыше самой незаурядной учености. Он носил в себе образ деятельной святости, той, которая убеждает сильней риторических оборотов и хитросплетенных мудрований.

— Для нас, живущих в скептическом XXI веке, ищущим подтверждения истинам своей веры, так важно чутко относиться к проявлениям действия благодати Божией. И в этом смысле мощи и чудеса святого Спиридона даны каждому из нас в помощь.

— Для православных жителей Казахстана представляется прекрасная возможность на своем личном духовном опыте убедиться в действенности благодатной силы, изливающейся от честных многоцелебных мощей святителя и чудотворца Спиридона. Желаю каждому из приступающих с верой и благоговением к этой святыне помощи прославленного Божиего угодника.

Хотел бы напомнить еще об одном очень важном аспекте нашего молитвенного общения со святителем Христовым Спиридоном. Он указывает нам христианский путь совершенства — помощь ближним в их страданиях и болезнях. «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес. 5:15) — возвещает нам апостол Павел. Жизнь каждого из нас должна изо дня в день обогащаться теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца и составляют украшение человеческой жизни.
Пусть молитвы великого чудотворца святителя Спиридона хранят всех нас и землю Казахстана в мире и благоденствии.

Беседовал Ю. Сухобокий

Сайт Митрополичьего округа в Республике Казахстан/Патриархия.ru

Материалы по теме

Более полумиллиона человек поклонились мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

Встреча мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную встречу мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную встречу мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

В Алма-Ате состоялось годовое епархиальное собрание Астанайской епархии

В Алма-Ате состоялось епархиальное собрание Астанайской епархии, посвященное итогам 2024 года

В Алма-Ате состоялась презентация книги митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Христианство в Центральной Азии в эпоху Средних веков»

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа и председателя Сената Парламента Республики Казахстан

Праздничные богослужения в день памяти святой Екатерины прошли в Екатеринбурге

В день памяти благоверного князя Александра Невского глава Санкт-Петербургской митрополии совершил Литургию в Александрo-Невской лавре

В день памяти преподобного Никона Радонежского председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

В Челябинск принесен ковчег с мощами святителя Николая Мирликийского

Все материалы с ключевыми словами