18 августа 2012 года Предстоятель Русской Православной Церкви, совершающий визит в Польшу, прибыл в Белосток.
В Никольском кафедральном соборе города Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва поклонились честным мощам младенца-мученика Гавриила Белостокского. С амвона Его Святейшество обратился со словами приветствия к верующим, наполнившим храм.
На молитвенную память о посещении кафедрального храма Белостокской епархии Святейшему Владыке была преподнесена икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Со своей стороны Предстоятель Русской Православной Церкви подарил собору образ святителя Николая Чудотворца с памятной надписью.
В белостокском храме Святого Духа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебное пение. За богослужением молились Предстоятель и иерархи Польской Православной Церкви, члены делегации Московского Патриархата, сопровождающие Святейшего Патриарха в ходе визита в Польшу.
Несколько тысяч верующих собрались в храме Святого Духа и вокруг него.
В числе присутствовавших в храме были католический архиепископ митрополит Белостокский Эдвард Озоровский, Посол России в Польше А.Н. Алексеев, депутаты польского Сейма, представители региональной и местной власти.
По завершении службы с приветствием к Предстоятелю Польской Православной Церкви обратился архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков, сказав: «Сегодня нам дана возможность участвовать в историческом событии, ибо первый раз в истории наши земли посещает Святейший Патриарх Московский и всея Руси».
С благодарностью отметив, что в ходе визита в Польшу Его Святейшество прибыл в Белостокскую епархию, архипастырь напомнил, что этот край имеет особое значение для Польской Церкви, ибо здесь проживает немалая часть ее паствы, а также находятся чтимые святыни и значимые для истории Православия места. Так, неподалеку от Белостока стоит город Заблудов, в котором в 1549 году впервые было напечатано «Учительное Евангелие». Рядом с Белостоком также находится Супрасльский монастырь, имя которого запечатлено в обозначении древних рукописей: Супрасльского кодекса (Четьих Миней) XI в., которым пользуются славяноведы при изучении развития славянского языка, а также Супрасльского Ирмология (XVI-XVII в.), являющегося ценным источником при расшифровке нотации знаменного распева.
«Желание посетить Белосток, могу предполагать, проистекало также из того, что Ваше Святейшество были здесь в 1988 году еще как архиепископ Смоленский и Калининградский, — продолжил владыка Иаков. — С момента того визита произошло много изменений. Политические перемены дали возможность построить много храмов, восстановить Супрасльский монастырь, вести работу с молодежью, начать преподавание Закона Божия в школах и душепастырскую деятельность во многих учреждениях и ведомствах». Архипастырь отметил также, что ярким свидетельством перемен, которые произошли с того времени, является белостокский храм в честь Святого Духа, строительство которого началось в 80-е годы.
Православные жители белостокской земли хранят наследие своих предков, для которых самой большой ценностью и сокровищем была вера, и эту веру они желали передать следующим поколениям, подчеркнул архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков.
Как отметил владыка, в этом регионе Польши живут люди разных национальностей и вероисповеданий. «В наше время мы имеем возможность свободно совершать свое служение и стараемся этой возможностью пользоваться. Более того, в эпоху нравственного упадка современного мира, во времена секуляризации и все больше заметных антихристианских тенденций мы стараемся противостоять этим явлениям совместно, обмениваясь опытом», — рассказал он.
От своего имени и от имени православных жителей этой земли архипастырь сердечно поблагодарил Святейшего Владыку за посещение Белостокско-Гданьской епархии. «Хотя многие из наших верующих не имели возможности встречаться с Вами лично, они слушали Ваши необыкновенно глубокие поучения и мудрые ответы на вопросы, которые Вы даете в разного рода программах и встречах, транслируемых в средствах массовой информации, — отметил он. — Благодарим также за гостеприимство, оказываемое нашим паломникам, путешествующим по Святой Руси, посещающим монастыри Русской Церкви и другие святые места».
«Испрашиваем молитв Вашего Святейшества и всей Русской Церкви о нас, а также о всех проживающих в этом регионе, дабы Всемогущий Господь укреплял нас Своей благодатью. Именно во взаимной молитве проявляется наше единство и любовь, которая есть самый большой дар Божий. Благодаря ей мы можем преодолевать и побеждать все трудности», — сказал владыка Иаков.
Иерарх Польской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху образ мученика Гавриила Белостокского с частицей мощей.
Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и всей Польши!
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иаков! Ваше Преосвященство, митрополит Эдвард! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
С совершенно особым чувством ступил я под своды храма Святого Духа. Почти 25 лет тому назад я посещал Белосток и видел сей храм в процессе строительства, но то, что сегодня открылось моему взору, свидетельствует, что за минувшие годы было сделано очень и очень многое. Этот храм является величественным памятником вере людей и их преданности своему делу, памятником подвигу жизни Блаженнейшего Саввы, Митрополита Варшавского и всей Польши, и определенным символом духовного возрождения.
Когда мы задумываемся о том, что происходит с родом человеческим: как быстро меняются политические и экономические условия жизни, как быстро меняется культура, — возникает много вопросов о том, что же по-настоящему происходит с людьми, все ли перемены, которые касаются внешней жизни, ведут нас к подлинной цели бытия. Или, может быть, многое, что происходит, является вторичным, второстепенным и принципиально не важным для достижения подлинной цели человеческой жизни? И ответ, конечно, будет такой: действительно, все, что происходит, имеет отношение к спасению рода человеческого. Но есть нечто, что являет нам образ правильного пути. Это, в первую очередь, духовное состояние людей. И когда мы видим возрождение храмов Божиих, когда мы видим увеличивающееся число верующих людей, когда мы видим среди них много молодежи, то можем свидетельствовать о реальных положительных сдвигах в жизни народа.
Есть еще очень важные показатели — это мир в отношениях между людьми, это справедливость, которая приходит в человеческое общество. Посещая почти через 25 лет Белосток, я вижу, что все отмеченное прежде мною присутствует здесь: и величественный храм, и верующий народ, и верующая молодежь, — но я вижу также большие перемены. Радуюсь присутствию здесь местного католического иерарха митрополита Эдварда, вижу, сколь положительно изменились отношения между православными и католиками, вижу, что страна стала другой. И не только здесь, в Белостоке, но и при посещении Варшавы, при встречах с руководством страны, представителями политического мира, иерархами Католической Церкви, я вижу эти большие перемены и радуюсь тому, что вижу.
Храм этот построен усилиями людей. Храмы строятся не по приказу, ведь даже если есть приказ, но нет поддержки от верующего народа, то возведенный храм может очень скоро оказаться пустым. Они созидаются в ответ на веру людей, и мы это видим на примере сего святого храма. Он освящен в честь Святого Духа. Купола, взметнувшиеся над этим величественным сооружением, являются символами, отображениями огненных языков, которые в день Святой Пятидесятницы сошли на апостолов. Эта символика исполнена глубочайшего спасительного смысла, потому что в храме Божием, в Церкви Божией небо соединяется с землей, именно здесь происходит встреча человека с Богом, здесь человеческие усилия оплодотворяются Божественной благодатью.
Церковь как община веры, как вместилище Духа Святого дает нам мистический опыт соприкосновения с иной реальностью, с иным бытием. Именно через Церковь человек как бы вырывается за пределы исторического процесса, за пределы человеческого мира, соприкасается с Божественной реальностью, и это дает ему особую остроту зрения, способность видеть мир с небесной высоты.
Иногда говорят, что мудрый человек способен увидеть мир с высоты птичьего полета, с некой высоты, с которой лучше видна вся перспектива. Чем выше поднимается человек, тем шире его горизонт, но когда силой благодати Божией мы соприкасаемся с Божественным миром, горизонты наши становятся необъятными. В этом сила, в этом мудрость Церкви, в этом ее способность в том числе решать жизненные вопросы, которые волнуют людей, имея иные подходы — те, которые прозреваются с высоты духовного опыта.
Сегодня человеческая культура и человеческая цивилизация развиваются таким образом, что в них как бы нет Бога. В центре поставлен человек, ради него все делается, и человек является единственным мерилом добра и зла, правды и лжи. Мы знаем, что изгнание Бога из центра человеческого общества влечет за собой страшные последствия. Сколько голов — столько и умов, человек подвержен греховным влечениям, и если он восхищает себе право быть мерилом истины, то есть большой риск потерять всякое различение правды и лжи, добра и зла.
Силой благодати Божией, соприкасаясь с Небесным миром, подчиняя свою волю воле Божией, а свою жизнь — Божественному закону, сораспинаясь со Христом, мы обретаем силы Святого Духа, то ведение и тот непреложный критерий добра и зла, правды и лжи, который помогает нам достигать в жизни цели, которые предначертаны Евангелием.
Говоря обо всем этом в храме в честь Святого Духа, я хотел бы напомнить, что стяжание Святого Духа в общении с иным, Божественным миром есть непременное условие полноты человеческой жизни. Если полнота жизни описывается только в материальных категориях, связана с увеличением количества денег, которыми обладает человек, повышением уровня потребления, разнообразием досуга, успешностью карьеры, то это не полнота жизни. Без Божественного присутствия в сердце человека такой полноты быть не может.
Мы говорим сейчас странные для большинства современных людей слова, но в них — непреходящая истина, и тот, кто принимает эту истину, обретает подлинную свободу и подлинную полноту бытия. Дай Бог, чтобы благочестивый народ Польши — и православные, и католики — живя вместе и разделяя мысли, которые я сегодня представил вам, вместе созидали жизнь, в которой присутствовали бы материальный прогресс и благополучие, но из которой никогда бы не изгонялось имя Божие. Дай Бог, чтобы никогда не разрушались святыни и не совершались кощунства, дай Бог, чтобы имена Господа и Спасителя, Его Пречистой и Преблагословенной Матери Девы Марии были величайшими именами, которые хранятся в человеческом сердце.
Я хотел бы передать всем вам приветствие, благословение единоверных братьев из стран Святой Руси — России, Украины, Беларуси, Молдовы, которые живут недалеко от вас и также стремятся утверждать веру в личной и общественной жизни.
Русь прошла через тяжкие испытания. С точки зрения уничтожения веры, наверное, никто не перенес столько страданий, сколько испытали люди на Руси. Но сегодня наступило иное время, и мы свидетельствуем об этом чудесном возрождении веры в сердцах православных верующих людей.
От лица всех ваших братьев и сестер я хотел бы преподнести этому святому храму Тихвинский образ Божией Матери — икону, подлинник которой хранится сегодня в городе Тихвине. В результате революционных и военных событий он оказался в Америке и сравнительно недавно был возвращен в пределы России. Это один из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Когда произошло возвращение Тихвинской иконы, пятьсот тысяч человек в Москве встретили этот образ и величественным крестным ходом прошли от Храма Христа Спасителя на Красную площадь, заполнив эту площадь и преклонив свои колена пред Царицей Небесной, чудотворным образом Своим вернувшейся в Россию.
На иконе, которую я передаю сегодня, есть памятная надпись о том, что это дар Патриарха. Я хотел бы, чтобы, прикасаясь этому образу, вы вспоминали в своих молитвах и меня, нуждающегося в вашей поддержке, как и в поддержке всех православных людей.
И пусть через этот образ будет установлен невидимый духовный мост между нами — двумя Церквами, двумя народами, помогая нам в мире, любви, духовном единомыслии идти по пути, который указывает Господь. Его милостью, Его благословением, Покровом Пречистой Царицы Небесной пусть осуществляются все наши добрые дела и начинания. Да поможет нам святой мученик младенец Гавриил, прославленный и почитаемый в этих местах».
***
Церковь Святого Духа в Белостоке является самым большим православным храмом Польши. Идея строительства храма появилась в начале 1970-х годов. На тот момент в городе было только две православных церкви — святителя Николая Чудотворца и пророка Илии. До 1981 года власти не давали разрешения на строительство. Закладной камень был освящен 30 лет назад, в августе 1982 года, архиепископом Белостокским и Гданьским Саввой (с 1998 года — Предстоятель Польской Православной Церкви).
Церковь строилась по проекту архитектора Яна Кабака. Предполагалось, что храм, возведенный в современном стиле, будет напоминать своей формой пламя свечи. С 1988 года открыт нижний храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
В 1999 году освящение храма совершил Блаженнейший Митрополит Савва в сослужении епископов Польской Православной Церкви. В 2006 года начато строительство колокольни.
***
Никольский кафедральный собор Белостока построен по проекту архитектора К.А. Тона и освящен в 1846 году. В августе 1897 году Император Николай II и Императрица Александра во время посещения Белостока побывали в Никольском соборе.
В 1910 году собор был отремонтирован и заново расписан известным русским художником М.И. Авиловым (1882-1954) по мотивам росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. По окончании работ собор был вновь освящен епископом Гродненским Михаилом.
В 1915 году во время наступления германских войск духовенство собора и его главные святыни были эвакуированы вглубь Российской империи.
С 1951 года храм стал кафедральным собором Белостокской епархии Польской Православной Церкви. В 1958 году в подклете собора был освящен храм во имя преподобного Серафима Саровского.
За период между двумя мировыми войнами, во время Второй мировой войны и послевоенной разрухи собор пришел в упадок, и настенная роспись находилась в плачевном состоянии. В ходе ремонта 1975-1976 годов исторические фрески были сняты вместе со штукатуркой, и на их месте художником Ю. Лотовским были созданы новые, которые сохранились до сего дня. Оформление храма менялось еще один раз — во время ремонта в 1998 году.
В соборе находятся мощи святого младенца-мученика Гавриила Белостокского (Заблудовского) и особо почитаемые иконы: Белостокская икона Божией Матери, образ святителя Николая Чудотворца и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru