Епископ Бобруйский и Быховский Серафим в интервью газете «Коммерческий курьер» (выпуск от 22 мая 2012 г.) рассказывает о прошедших пяти годах своего служения на Бобруйской кафедре и современных проблемах в жизни епархии .
— Владыка, как Вы оцениваете эти пять лет Вашего епископского служения?
— Скорее, это может оценить кто-то со стороны, тот, кто видел стартовую точку, которая была пять лет назад. Но, думаю, что отношение к Церкви в городе изменилось. Церковь стала более активной, открытой людям. В епархии появились новые приходы, их количество почти удвоилось. Открыты два монастыря: в Бобруйске и в Барколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Барколабовской. Налажено хорошее сотрудничество с руководством Бобруйска и районов, которые находятся на территории епархии. Есть сотрудничество в сфере образования. Через сайт епархии, средства массовой информации усилено информационное обеспечение нашей деятельности.
— А есть ли такие задачи, которые решить пока не удалось?
— Я бы сказал, пока задуманное удается. Но мы, как и все люди в нашей стране, переживаем не лучшую экономическую ситуацию, и она отражается на нашей деятельности — в смысле скорости и активности строительства храмов и других объектов церкви. Тем не менее строительство идет. Медленнее, чем хотелось бы, но идет.
— Как-то один человек заметил, что православные храмы у нас находятся на расстоянии шаговой доступности. Что Вы скажете по этому поводу?
— В Бобруйске еще далеко до храмов шаговой доступности. Храмов в городе мало. На одной из зарубежных конференций епископ из Румынии спросил у меня: «А большой ли Бобруйск?» Я ответил: «215 тысяч жителей». — «Да, это очень большой город. А сколько у вас приходов?» Я сказал: «Семь» (тогда было семь, сейчас еще два зарегистрировано). «А почему так мало?» — удивился румынский епископ. Я сказал «семь», думая, что это хорошо. Но ни для католической Польши, ни для православной Греции это не показатель. Чтобы Церковь доходила до каждого человека, чтобы она занималась тем, чем призвана заниматься — воспитанием людей, такого количества храмов недостаточно. Поэтому, если сравнивать с советским временем, то это много. Если сравнивать с любой европейской страной, то храмов очень мало.
— Есть ли пожелание строить новые храмы в Бобруйске?
— В Бобруйске строятся два храма. На пересечении улиц Минской и Гагарина строится храм в честь иконы Божией Матери «Целительница». Уже есть цокольный этаж, коробка храма готова и оплачена, сейчас находится на складе. Сделана она из так называемого клееного бруса. Это дорогой материал, но нашлись люди, которые в этом содействуют. Александр Васильевич Боровский работал прежде генеральным директором «Белшины», для него Бобруйск — родной город, и сейчас он проявляет заботу о строительстве нового храма. Это будет храм для нынешних и бывших работников «Белшины». Строится он в непосредственной близости от предприятия, рядом — жилой район, где живут шинники.
И второй храм — во имя Серафима Саровского. Уже зарегистрирована община, определено место — на пересечении улиц Гагарина и Гоголя. Там большой жилой район, много молодежи, и чтобы добраться до ближайшего действующего храма, нужно немало времени.
— Вы сказали, что количество приходов значительно увеличилось. А сколько священников служит в епархии, и по каким критериям идет назначение настоятелей храмов?
— Сейчас у нас 55 приходов и 42 священника. Не каждый деревенский приход имеет своего священника. Но в некоторых городских храмах могут быть два или три священника. Мы стали больше посылать молодых ребят из Бобруйска учиться в духовные заведения — в Минскую духовную семинарию, в Московскую духовную семинарию. 24 человека у нас учатся сейчас в этих учебных заведениях. Если раньше приходилось благочестивых прихожан после краткого подготовительного курса и рукоположения в священный сан направлять в приходы, то сегодня обязательным требованием является наличие диплома духовной семинарии. Духовная семинария дает и специальное образование, и заряд дисциплины, порядка, приобщает к духовной традиции.
Мы стараемся, чтобы в Бобруйске настоятелями были не только выпускники духовных семинарий, но в первую очередь выпускники академии, имеющие и духовное, и светское высшее образование. Раньше у нас был только один кандидат богословских наук, это настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Геннадий Вейго. Нужно сказать, что качество его работы видно и по храму, и по деятельности, и по его детям. Сын отца Геннадия сейчас учится в семинарии.
— В последнее время в Бобруйской епархии произошли некоторые кадровые перемены, назначены новые настоятели. С чем это связано?
— Настоятель должен быть не только хорошим священником, но и эффективным менеджером — хорошим организатором, строителем и управителем своего прихода. Если мы видим, что проходит много времени, а в приходе мало что меняется, строительство не продвигается, людей в храме мало и дальнейшего развития не видно, то назначается новый настоятель. Так было в ряде приходов епархии, в частности, в Кировске, Кличеве и в двух приходах Бобруйска — Ильинском храме и кафедральном соборе.
Кафедральный собор у нас и есть благодаря бывшему настоятелю. Он его принял в качестве плавательного бассейна и сдал в качестве кафедрального собора, который украшает город. Но нужно двигаться дальше. Интерьеры кафедрального собора оставляют желать лучшего. Внутренняя деятельность прихода, а именно работа с людьми, с молодежью, воскресная школа, хор также оставляют желать лучшего. Когда наступил процесс стагнации, стало понятно, что нужны перемены.
— Может быть, человек просто устал…
— Я тоже так думаю. Но дело от этого страдать не должно. А нужно заниматься проблемой влажности в соборе, от которой страдают стены, иконы, облачение, нужно делать вентиляцию и вообще заниматься обустройством храма, который является очень популярным в городе. В воскресный день в нем всегда много людей. Но нельзя останавливаться на достигнутом, нужно двигаться дальше. Собор является визитной карточкой и города, и епархии.
Молодые, вновь назначенные настоятели имеют хорошее образование, оба проходили стажировку за рубежом, один — в Германии, другой — в Швейцарии. Настоятель Свято-Ильинского храма является магистром Афинского университета, сейчас пишет докторскую. Это люди, которые знают, как организовать работу. Дай Бог, чтобы у них получилось.
— А куда переводятся прежние настоятели?
— Каждый случай индивидуален. По-разному может быть. Например, может остаться в том же приходе, но не в должности настоятеля. Может быть переведен в другой приход не в качестве настоятеля или настоятелем в сельский приход, но это тоже под вопросом. Потому что сегодня в нашем восточно-белорусском селе нужно работать еще активнее, чем в городе. Нужно быть и миссионером, и просветителем, заниматься и храмом, и людьми.
— А есть ли у священников такое понятие, как выход на пенсию?
— У нас в епархии выходов на пенсию еще нет. Самый почтенный по возрасту священник — в Осиповичах, ему еще нет 60 лет. Вообще, Уставом Русской Православной Церкви не предусмотрен для священников выход на пенсию. И часто они служат в приходах до конца своих дней. Вот для епископов положен возраст выхода на пенсию — 75 лет. В 75 лет он пишет прошение Святейшему Патриарху, Синоду о почислении на покой. Это прошение рассматривается, и деятельность епископа может быть продлена еще на какое-то время. Но для священников ограничительного возраста нет. Они получают общегражданскую пенсию, как и все люди, но могут продолжать служить.
— Когда Церковь возвращалась, 1990-е годы были временем энтузиазма, самопожертвования. Сейчас ситуация изменилась, мы стали жить лучше. И порой люди видят, как настоятели храмов покупают себе дорогие автомобили. Как нужно к этому относиться прихожанам? И еще один вопрос. Как формируются доходы настоятелей, и как устанавливается их заработная плата?
— Наши приходы — самостоятельные юридические лица. Они самостоятельно ведут финансовую сферу деятельности. Есть приходы с большим доходом, есть с меньшим. Так было всегда, и до революции так было. Городские приходы были более сильные, там больше людей, деревенские в финансовом плане слабее. Из художественной литературы мы знаем примеры, когда деревенские священники едва сводили концы с концами и жили своим участком, своим домашним хозяйством. Сегодня деревенским священникам тоже сложнее, чем городским. У нас есть священник в Турках — отец Елисей. Он занимается пчелами и говорит, что не зависит от приходских средств. Наоборот, сам помогает приходу, потому что там идет строительство храма. В городе, конечно, ситуация иная, много людей, активная посещаемость храмов. Вместе с тем у многих священников в Бобруйске еще нет своего жилья.
Что касается этой постоянной темы об автомобилях… Считаю, что во всем нужно чувствовать меру. Автомобиль не должен быть средством демонстрации своих возможностей. Но должен быть достаточно надежным, чтобы священник мог заниматься работой в приходе, а не ежедневным ремонтом транспортного средства. Кстати, ни у одного бобруйского священника нет дорогого автомобиля.
Если говорить о епископе, то вся его жизнь в движении. Слово «епископ» переводится с греческого как «наблюдающий», «надзирающий». Чтобы наблюдать за своей епархией, нужно постоянно посещать приходы, которые находятся на расстоянии десятков километров друг от друга. Вот исходя из этого должны быть требования к автомобилю.
— Возле храмов часто видишь надпись, что подавать милостыню за оградой не благословляется. Почему же не следует подавать милостыню человеку, который об этом просит?
— К этому вопросу нужно подходить и сердцем, и разумом. Чтобы не было эксплуатации добрых чувств людей. Вспомните Паниковского, который в Киеве на Крещатике изображал слепого. В крупных городах, в Москве, например, существуют целые кланы, которые занимаются попрошайничеством, эксплуатируя детей. У нас есть в епархии социальный отдел, в приходах приветствуется социальная деятельность. И само епархиальное управление занимается социальной работой. При кафедральном соборе в определенные дни распределяется одежда, желающие могут ее получить. Я за конкретную, адресную помощь. Часто бывает, что человек, который действительно нуждается, не решится стоять с протянутой рукой на улице.
— Как можно стать участником паломнической поездки?
— В епархии есть паломнический отдел, который их организовывает. Некоторые приходы тоже организовывают поездки. Совершаются паломнические поездки по Могилевской области, где есть много объектов, которые стоит посетить каждому, по Беларуси — в Полоцк, Жировичи. Были поездки по самым значительным для христиан местам, которые не очень далеко расположены. Это Киев, Смоленск, Почаев. О предстоящих поездках появляется информация на нашем сайте, в храмах есть объявления.
— Владыка, во многих странах введен мораторий на смертную казнь. Беларусь пока к этому не присоединилась. Каково Ваше личное мнение об отмене смертной казни и какова позиция Церкви?
— Вопрос сложный. Церковь так должна работать, так проникать в души людей, чтобы люди сами поняли и пришли к решению, что это неприемлемо. Республика Беларусь не находится вне времени и пространства. Думаю, что наша страна со временем откажется от смертной казни.
— Какие есть пожелания, наставления прихожанам храмов Бобруйской епархии и всем людям, которые живут на ее территории?
— Тем, кто ходит по воскресеньям в храм, мы постоянно стараемся доносить сокровища нашей веры в храме. А тем, кто редко ходит, хочу сказать, чтобы они не поддавались внешним впечатлениям, которые их могут оттолкнуть от Церкви, а старались вникнуть в настоящую духовную жизнь, чтобы нашли для себя главное, что есть в Церкви, и что Церковь уже две тысячи лет несет людям — это любовь и жертвенность. Хочу пожелать, чтобы они стали настоящими учениками Христовыми и чаще встречались в храмах за евхаристической трапезой — причащением Святых Христовых Таин. Это то, что и делает нас всех Церковью.
Бобруйская епархия/Патриархия.ru