Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Сто дней новой епархии. Интервью с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом

Сто дней новой епархии. Интервью с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом
Версия для печати
16 мая 2012 г. 13:40

В интервью изданию «Тверские ведомости» (№19 от 17 мая 2012 г.) епископ Ржевский и Торопецкий Адриан рассказывает о новообразованной Ржевской епархии.

— Владыка, в конце прошлого года Вы были назначены епископом в новообразованной епархии. Вы ожидали такого поворота событий, готовились к нему? Что вы нашли здесь, когда пришли, как Вас приняли?

— Решение о моем назначении во Ржев оказалось для меня неожиданным. Я был, если помните, викарием Тверской епархии с титулом Бежецкий, а стал епископом Ржевским и Торопецким. В церковном отношении это место не было, конечно, пустым. Юго-запад Тверской области всегда входил в Тверскую и Кашинскую епархию. Здесь не было епархиального управления, но были и есть священнослужители, и каждый трудится на своем месте.

— Здесь до Вас были благочиния, приходы, своя организация. Вы оказались своего рода «сверхштатным». Не ощущаете себя избыточным?

— Нет. Может быть, кто-то воспринимает меня таким, но я себя ощущаю как лицо, долженствующее здесь быть, поскольку существует постановление Священного Синода и Святейшего Патриарха. Для некоторых священников мое присутствие, конечно, может создать на время известные неудобства: кто-то был полновластным хозяином на своей территории, теперь он оказывается подчиненным…

— О церковной административной реформе — учреждении новых епархий и митрополичьих округов — не так много знает светское общество. Вы давно состоялись как церковный администратор. Ваше отношение к этой реформе?

— На примере своей епархии я вижу целесообразность такого церковно-административного деления. Духовенство на местах живет не совсем так, как хотелось бы церковному центру, Патриархии. Святейший Патриарх Кирилл постоянно говорит о необходимости для каждого священнослужителя с полной отдачей служить Церкви. Ситуация, которая была до образования новых епархий, позволяла многим священникам ощущать себя предоставленными самим себе. Присутствие здесь епископа, в моем ли лице, или в лице кого-то другого — это движение в Церкви в нужном направлении.

На территории Ржевской и Торопецкой епархии 200 тысяч человек населения, ее площадь — 20 тысяч квадратных километров. Это огромное пространство. И здесь не было церковного главы, было всего лишь три благочиния. Благочинные иногда относились формально к проблемам приходов, которые располагались вне тех районов, где жили и служили сами благочинные. Сейчас в каждом районе есть свой благочинный, несмотря даже на незначительное количество приходов. Это путь для благочинных — зная проблемы своих районов, эффективно их решать в сотрудничестве с главами районов.

То же самое в целом: до учреждения самостоятельной епархии в иных районах архиерей мог бывать раз в год. Сегодня мое присутствие позволяет быть в более тесном контакте с прихожанами, оперативно решать вопросы, где открыть приход, где построить часовню, где начать работу с общественной организацией, домом престарелых, интернатом.

Одним словом, церковная административная реформа необходима. Может быть, не стоило ее проводить в ускоренном порядке — таким образом, как я оказался здесь 31 декабря прошлого года — неожиданно для всех, да и для самого себя. Но это издержки, неизбежные при всякой реформе.

— Вы уже побывали во всех приходах своей епархии?

— Я побывал во всех районах, общался со всеми главами администраций, со всеми священнослужителями. Понятно, что пока не смог провести везде богослужения. Но у меня не стояло такой задачи. Задача была — познакомиться со своим регионом, узнать, что он из себя представляет, оценить его потенциал.

— Вы, вероятно, обратили внимание, что юго-запад Тверской области — пустеющий край. И многие восстановленные, построенные силами жителей и дачников сельские храмы остаются без прихожан. Как Вам видится перспектива епархиальной жизни в таких условиях?

— Понятно, что статистика у нас далеко не радостная. Пустеют населенные пункты, огромная миграция, смертность вдвое превышает рождаемость. Это острая проблема для властей всех уровней. Что мы можем сделать со своей стороны, со стороны Церкви? В тех местах, где существует церковь или есть пусть малая в ней потребность, должен быть священник. Священник должен двигаться, должен быть обеспечен транспортом, должен сам приходить к людям. Так в идеале. И я думаю, так и будет, по-другому нельзя. Если у нас такая низкая плотность населения — 17 человек на один квадратный километр (а в среднем по ЦФО — 63 человека), нам нужно создавать такую мобильную церковь, чтобы священник двигался, работал с людьми, создавал молитвенные дома, передвижные храмы. Мы будем думать над этой проблемой.

— Что для Вас означают слова Патриарха о том, что епископ должен быть ближе к верующим? Вообще, каким для Вас видится образ епископа? Это «князь Церкви», как его раньше иногда называли, или что-то другое?

— Образ епископа рисуется мне не по картинкам прошлого, а исходя из реальностей сегодняшнего дня. Сегодня епископство как своего рода «княжение» — это все-таки не актуально. Мне нравятся такие слова Патриарха: «Мне хочется, чтобы епископы ходили не по паркету и по мрамору, а по тундре». Правильно, нельзя быть богатым князем, не имея народа или имея бедный народ. Вот когда народ будет богат, тогда можно будет иметь соответственно богатого епископа.

— У епархии пока нет церковного епархиального центра, нет мужских монастырей, всего один небольшой женский монастырь в Торопце. Будут ли монастыри и где?

— Монастыри, конечно, должны быть, и мужкие, и женские. Епархий без монастырей не бывает. Но нельзя искусственно их создавать. Должны появиться люди, которые хотят и способны вести монашеский образ жизни. Если они будут, будет и все остальное.

— Какие у Вас планы на ближайшие месяц, два, полгода?

— Скажу, что даже такие ближайшие планы я жестко не строю. Нужно видеть перспективу, иметь понимание, что нужно. Реализация же планов может меняться, растягиваться или ускоряться. Что хотелось бы — иметь нормальное епархиальное управление, где можно разместить различные епархиальные службы, аппарат епархии. Благодаря администрации города Ржева у меня появился рабочий кабинет. Нам передается брошенное здание, там со временем разместится епархиальное управление. Есть во Ржеве и дореволюционная собственность Церкви — здание бывшего духовного училища. Мы будем со временем, возможно, ставить вопрос и о нем. Но не стоит торопить события. Надеюсь, что все получится в свое время, с Божией помощью.

Беседовал П. Иванов

Сайт Бежецкой епархии/Патриархия.ru