10 мая 2012 года исполнилось 90 лет с момента приведения в исполнение смертного приговора, вынесенного Шуйским новомученикам.
В этот день по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Никон (Фомин) в сослужении многочисленного духовенства совершил Божественную литургию и праздничный молебен в Воскресенском соборе г. Шуя.
***
К 1922 году политика новой власти, изъятие на протяжении нескольких лет у крестьян всего урожая, включая семенной фонд, привели к массовым крестьянским выступлениям против большевиков. 1922 год стал годом активного идеологического наступления Советской власти на своих внутренних противников, на всех тех, кто может оказать ей хоть какое-то сопротивление. Искусственно организованный в самых хлебородных губерниях Поволжья голод, унесший миллионы жизней, стал для власти ключевым средством подавления сопротивления российского крестьянства. Трагические события в Поволжье послужили поводом для разгрома традиционного русского уклада жизни, главной основой которого всегда являлась Православная Церковь.
23 февраля 1922 года был принят декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Власти лицемерно заявляли, что только изъятие церковных ценностей может спасти голодающих от смерти. Однако, проводя насильственную конфискацию драгоценных богослужебных предметов, новая власть преследовала, в первую очередь, свои политические задачи.
В марте 1922 года начались известные Шуйские события. 15 марта рабочие Шуйских фабрик встали на защиту православных святынь. На центральной площади города собралось несколько тысяч человек. Для разгона собравшихся власть применила военную силу. По людям, в том числе по звонившим на соборной колокольне школьникам, был открыт пулеметный огонь. Ряд священнослужителей и мирян были арестованы.
19 марта с секретным письмом к членам Политбюро обратился лидер большевиков В.И. Ленин, который призвал воспользоваться возможностью расправиться с возможными противниками режима. В письме, в частности, говорится:
«Мы должны... дать самое решительное и беспощадное сражение... духовенству... с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение... десятилетий... Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать...»
Большевистский вождь писал о том, что Политбюро даст устную директиву «судебным» органам, чтобы процесс закончился расстрелом наиболее влиятельных представителей российского духовенства.
25 апреля выездная сессия Верховного революционного трибунала огласила смертный приговор протоиерею Павлу Светозарову, иерею Иоанну Рождественскому и мирянину Петру Языкову. Приговор был приведен в исполнение в 2 часа утра 10 мая 1922 года.
В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви все они были прославлены в лике святых. Кроме того, были прославлены расстрелянные 15 марта 1922 года у стен Воскресенского собора г. Шуя миряне Авксентий Калашников, Николай Малков, Сергей Мефодиев и Анастасия Шилова. Память этих новомучеников также совершается Церковью 10 мая по новому стилю.
В 2007 году на площади у Воскресенского собора был торжественно открыт памятник Шуйским новомученикам.
Сайт Иваново-Вознесенской епархии/Патриархия.ru