Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 104) путем выделения из состава Рязанской епархии была образована Касимовская епархия. О жизни епархии в интервью районной газете «Мещерская новь» рассказал епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
— Владыка, совсем недавно Вас хиротонисали во епископа Касимовского и Сасовского, какие у Вас впечатления от епархии?
— Впечатления о епархии очень хорошие. Я благодарю Бога, что Господь направил меня именно сюда. Сам я вырос в крупном городе, и о жизни в провинции имел весьма смутные понятия. Я прибыл на кафедру два с половиной месяца назад, но уже сейчас осознаю, что мои представления о жизни за пределами мегаполиса отрывочны и предвзяты. Мне казалось раньше, что провинция — это некая пустыня, пораженная разрухой, унынием, и малолюдьем. Благодарение Господу, все это не так. Наша провинция — это и есть сердце России, где живет очень много добрых, талантливых, умных людей. Искренне рад, что кафедральной столицей епархии стал Касимов — древний город с очень богатой церковной историей, город новомучеников, город добрый и благочестивый, где на 30 тысяч населения действуют пять храмов. В других районных городах епархии я также увидел в людях желание действовать и благоустраивать свою религиозную, культурную и общественную жизнь.
— В чем Вы видите первоочередные задачи по благоустроению епархии?
— В Касимовской епархии сейчас 102 прихода и чуть более 90 священнослужителей. Это — совсем немало. Много времени потребуется только для того, чтобы посетить все приходы и познакомиться со священниками, моими будущими помощниками. А «в бой» придется вступать сразу.
Дело в том, что сейчас в нашем обществе мы наблюдаем исключительное духовное оживление и интерес к вере отцов, к нашей религиозной и культурной традиции — святому Православию. Все больше людей желают быть православными, быть наученными — как жить по правде, как жить в традициях русского благочестия. Запал 90-х, когда многие поверили гипнотическим внушениям «западных мудрецов», что «свободный рынок все отрегулирует», прошел. Оказалось, что человек не может игнорировать духовную сторону своего личностного бытия, жизнь в таком случае становится ущербной и бессмысленной.
И вот сейчас общество, в лице лучших своих представителей, обращается к Церкви: ответьте на те вопросы, на которые мы не находим ответа, объясните, покажите, научите... Все это предстоит делать. Так же, как и в древние времена, христиане должны дать «отчет в своем уповании», «стать всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых», по слову апостола Павла. И это очень непростая задача.
— С какими трудностями Вы столкнулись в первые месяцы основания епархии?
— Это трудности, с которыми сталкивается любой руководитель поначалу, а может и живет с ними всю жизнь. Это и физическая усталость — мой рабочий день иногда продолжается до 14-17 часов в сутки. И определенная бытовая неустроенность: волнуешься за своих сотрудников, которым приходиться ночевать в епархиальном управлении на раскладушках.
В то же время не хватает священников. Духовные запросы современного российского общества настолько велики, что их удовлетворение требует целой армии священнослужителей, причем хорошо образованных и энергичных. Многие храмы месяцами стоят без службы, потому что у них нет настоятеля. Но это общая проблема. Будем надеяться, что с развитием системы духовного образования все больше и больше достойных юношей будет выбирать стезю служения Церкви.
— Нужно ли восстанавливать храмы в маленьких населенных пунктах?
— Позиция Святейшего Патриарха такова, чтобы в каждом населенном пункте нашего Отечества была, по крайней мере, часовня, молитвенный дом, если возможно, храм. И величина населенного пункта здесь не имеет значения — православные христиане живут везде, но далеко не все, по болезни или возрасту, имеют возможность добраться до ближайшего прихода. Поэтому приходские батюшки должны регулярно посещать все населенные места, где есть верующие люди, совершать для них Таинства, если возможно — богослужения.
— Какие отношения установились со «столичными» властями епархиального города?
— Знакомство только состоялось. Надеюсь, наши отношения будут добрыми, открытыми и взаимно полезными.У нас есть много точек соприкосновения, где мы могли бы сотрудничать на пользу нашего Отечества, что вовсе не нарушает прописанного в Конституции принципа светскости государства. Пока реакция «Отцов города» на наши просьбы и предложения неизменно положительная.
— Не было у Вас в планах контакта с представителями мусульманского духовенства?
— В Касимове мусульманская диаспора всегда достойно и мирно сосуществовала с православным населением. Думаю, что такая ситуация, исторически-традиционная для этого края, будет сохраняться и далее. Что касается вопроса о встрече — если представители мусульманской общины пожелают со мной встретиться, я всегда буду открыт к таким контактам, буду готов ответить на любые вопросы.
— 18 января 2012 года в Епархиальном управлении Вы встретились с министром образования Рязанской области Надеждой Константиновной Бушковой. Если не секрет, о чем шла речь на этой встрече?
— Надежда Константиновна, будучи по делам в Касимове, сочла для себя возможным посетить Епархиальное управление. За чаем состоялся предметный разговор о введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в школах, в том числе в школах на территории епархии. Курс будет введен повсеместно с начала следующего учебного года. Это очень важное нововведение. Впервые государство пришло к убеждению, что в школе необходимо знакомить подрастающее поколение с духовной культурой того народа, той местности, в которой они проживают. Более того, предоставить детям из верующих семей получать информацию о духовной культуре своих предков в зависимости от конфессиональной принадлежности. Курс состоит из нескольких модулей: четыре из них представляют основные конфессии — Православие, ислам, буддизм и иудаизм. Курсы «светской этики» и «основ мировых религий» имеют атеистический оттенок. Право выбора модуля принадлежит родителям.
— Будет ли осуществляться миссионерская деятельность на территории епархии или в этом нет необходимости?
— Есть такое понятие — «внутренняя миссия». Пастырю, проповеднику Слова Божия, иногда нет необходимости отправляться в дальние страны — иногда он оказывается крайне необходим в 30-40 километрах от Касимова, где храм был разрушен еще полвека назад, а местные жители священника никогда в своих местах не видели. Добраться в такое место — самая настоящая миссионерская работа. А что говорить о том, как мы знаем свою веру... С другой стороны, само существование Церкви в современном мире — это уже проповедь, некий вызов для «постхристианской цивилизации». Когда священник в рясе идет по городу с матушкой и многочисленными детишками — это серьезная миссионерская акция перед лицом общества, где упорно и с фантазией разрушаются семейные ценности. Когда православный человек перед лицом торжествующих лжи и лицемерия выбирает честность и правду — и это тоже миссионерская акция.
— Почему люди не идут в церковь?
— Значит, есть какие-то внутренние причины, которые мешают им встретиться с Богом. Церковь — своего рода зеркало, и зеркало до боли правдивое. Возможно, что иногда люди боятся заглянуть в это зеркало. Я встречал людей, которые говорили: «Да, я понимаю, что все это необходимо. Но если я начну в церковь ходить, значит, надо менять свою жизнь, а я к этому еще не готов». Кто-то не идет в церковь, потому что вообще ничего не слышал о вере. Кто-то столкнулся с грубостью или хамством «бабушек за свечным ящиком».
— Как же реагировать на таких воинственных бабушек?
— Их надо попробовать понять и простить. Такая бабушка, несмотря на свой возраст, скорее всего сама пришла к вере недавно. И вопросы свои адресовать не бабушкам у подсвечников, а священнику.
— Как Вы стали монахом, что натолкнуло на это решение?
— Хотя я был крещен подростком, мне не пришлось проходить через кризис обретения веры. У меня никогда не было сомнений, что Господь существует. С раннего детства я имел опыт обращения к Нему в молитве, хотя церковной жизни не знал до семилетнего возраста. А в церковных Таинствах не участвовал до 18-19 лет. Для многих людей первый приход в храм — это, как правило, сплошные знаки вопроса: все неуютно и непонятно, непривычны запахи ладана и горящих свечей, вид священника... Но с того момента, когда бабушка привела меня, семилетнего, на службу в нашу сельскую церковь, я помню, что почувствовал себя дома. Это были 80-е годы, когда не было в магазинах литературы на религиозные темы, да и просто поговорить со священником не было возможности. Естественно, у меня было много вопросов. О церковной жизни я узнавал из атеистической литературы, перечитал в школьной библиотеке весь соответствующий раздел. В 18 лет пришел к тому, что надо делать выбор. Я среди сверстников считался человеком верующим, но моя церковная жизнь была ущербной: я не участвовал в Таинствах, и вне храма не строил свою жизнь по заповедям Христовым. Решил, что надо перестать лгать самому себе и окружающим людям: либо становиться христианином в полной мере, либо проводить светскую жизнь, чтобы не было этой двойственности. Господь послал в этот момент мне несколько встреч с глубоко верующими людьми. Я впервые исповедовался, причастился и понял, что готов в Церкви остаться навсегда. О монашестве я знал и раньше, так как с детства интересовался историей. Спроси сейчас человека: почему ты стал врачом, учителем? Он ответит: по призванию. Думаю, в моем случае было то же самое.
— Не страшно было отречься от всего и уйти в монастырь?
— Страшно. Конечно, страшно.
— Какой духовный совет о. Авеля (Македонова), долгие годы окормлявшего Свято-Иоанно-Богословский монастырь, Вам запомнился больше всего?
— Он всегда говорил и будущим, и состоявшимся священникам: «Не жалейте себя, своих сил, своего времени на пользу Церкви, не взирая на усталость и болезни». Он исполнил это своей жизнью. Действенность этого принципа я вижу на себе. Когда не задумываешься о собственном комфорте, об отдыхе, то чувствуешь все время помощь Божию. Господь идет рядом с тобой, а иногда и на руках несет. Даже возможность отдыха приходит сама собой, когда это нужно. А если человек начинает жалеть себя, то начинаются серьезные проблемы со здоровьем, с жизненным тонусом. Думаю, что тогда благодать Божия оставляет такого человека наедине с его собственными силами.
— Несколько лет Вы вели передачу на рязанском телевидении, как Вы попали в эфир и насколько интересна была эта работа?
— Тележурналист Владимир Бочков искал, кто мог бы рассказывать о православных праздниках в его еженедельной программе «Зерна». Я согласился. Поначалу было трудно: нужно было отбирать материал, укладываться в небольшое эфирное время, а сказать-то хотелось многое. Но было интересно, и, как оказалось впоследствии, крайне для меня полезно.
— Как Вы считаете, возможно ли у нас в Касимове создание молодежного центра?
— Да, конечно.
— До недавнего времени Вы входили в состав редакционной коллегии газеты «Благовест». Как Вы считаете, чего не хватает современным православным СМИ, в чем состоит их главная задача?
— Главная задача любого православного средства массовой информации — свидетельствовать о жизни Христа и о жизни Церкви для окружающих. Сейчас много разных изданий и интернет-ресурсов на любой вкус, где можно почерпнуть самую разнообразную информацию. Если говорить о том, чего не хватает современным православным СМИ... Журналистам, пишущим о Церкви, иногда не хватает знаний о предмете, и благоговения, осторожности. Журналистам-атеистам — часто не хватает совести.
— Во время вступления на Касимовскую землю в качестве епископа Вы привезли с собой святыни: ковчег с мощами святых угодников и Иверскую икону Божией Матери. Где они находятся сейчас, можно ли к ним приложиться?
— Иверская икона Божией Матери находится в алтаре Вознесенского кафедрального собора. Надеемся, что со временем появится достойный киот и будет можно молиться пред этим образом, написанным более ста лет назад на Святой горе Афон. Ковчег с мощами святых, в том числе великомученика Пантелеимона, находится там же. Для каждой частицы мощей будем постепенно устраивать отдельные ковчеги.
— Какой церковный праздник Вам наиболее дорог?
— Каждый — по своему. Но особенно, кроме Пасхи Христовой и Рождества, люблю службы Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.
— Отличается ли деятельность настоятеля монастыря от деятельности руководителя епархии?
— Да, отличается коренным образом. Монах отвечает только за свою душу. Настоятель монастыря отвечает за вверенное его попечению братство, но не в той мере, как архиерей за каждого представителя своей паствы. С другой стороны, архиерейство — это полнота служения, церковной жизни и церковной ответственности. Говорят, что архиереи обладают большой властью, но это власть духовного авторитета, власть любви, а не административная власть, как ее часто понимают.
Беседовала М. Лебедева
Касимовская епархия/Патриархия.ru