О ходе реализации программы строительства 200 храмов в Москве в интервью «Российской газете» (столичный выпуск № 5756 (83)) рассказал депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин.
<...>
— Владимир Иосифович! Вы продолжаете курировать и программу строительства 200 храмов в Москве — совместный проект Правительства Москвы и Патриархии. Это поручение Вам или дело по душе?
— Я член Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, созданного Русской Православной Церковью и Правительством Москвы, который возглавляют Патриарх Кирилл и мэр города Сергей Собянин. Поручение, очень близкое мне. Всем понятно, что то, как поступили с Православием (и другими конфессиями) наши отцы и деды, было их главной ошибкой. Они надеялись, что духовность заменят верой в коммунизм, а общее заменит личное. Этого не произошло. Но какой огромный урон нанесен! В одной Москве уничтожили 368 храмов! Храм Христа Спасителя взорвали не в смутные годы революции, а в уже спокойные годы прошлого века. Да и большинство уцелевших храмов превратили черт знает во что. Как сейчас помню, приехал я, будучи еще начальником Главмосинжстроя, в «Мосинжпроект», а они в храме размещались, и одна группа — прямо в алтаре со своими кульманами... Раньше в Москве на один храм приходилось 1,5 тысячи человек, а сейчас — примерно 40 тысяч. В религиозные праздники, в Пасху, в спальных районах за сутки проходит по 100 тысяч человек. От всей страны Москва отстала — в России на храм приходится 11 тысяч жителей.
— Москва пыталась восполнить этот пробел и прежде. Сколько церквей — памятников истории и культуры уже отреставрировано...
— В 90-е годы мы действительно этим занялись. Восстановили храм Казанской Божией Матери на Красной площади у ГУМа, Иверскую часовню у Воскресенских ворот, Храм Христа Спасителя заново отстроили, возродили Марфо-Мариинскую обитель милосердия... Воссоздается храм Преображения Господня на Преображенской площади — последний, взорванный в Москве в 1964 году. Поднялись часовни и установлены памятные знаки на местах храмов Николы Явленного на Арбате, Бориса и Глеба у Никитских ворот, Николы Стрелецкого на Боровицкой площади, Рождества в Столешниках на Петровке, Казанской Богоматери на Большой Якиманке. Вскрыты и музеифицированы фрагменты церкви Троицы на Полях в Театральном проезде... Но этого все равно недостаточно. Поэтому решение построить 200 храмов — абсолютно правильное.
— Москвичи поддержали его?
— Да. Все проекты храмов проходят процедуру публичных слушаний. В подавляющем большинстве горожане поддерживают строительство, лишь в шести случаях из почти 140 жители были против возведения церкви на предложенных участках, и городские власти заменили их на другие.
— Строительство уже развернулось?
— Участки подобраны для всех 200 храмов, 20 уже строятся. У 61 подготовлены градостроительные планы земельных участков и оформлены участки, для 77 разработаны проекты планировок, идут публичные слушания.
Слава Богу, наши строители не растеряли умений, которыми исстари славились московские мастера. В строительстве храмов принимают участие представители всех конфессий — иудеи, мусульмане, католики. И тут нет противоречия. Правительство Москвы внимательно относится к нуждам всех 40 конфессий, представленных в Москве. По просьбе иудеев была отреставрирована главная синагога, еще одна построена на Поклонной горе, вторая — в Марьиной Роще, а также восстановлена сожженная. После сооружения нескольких небольших мечетей на Олимпийском проспекте строится главная мечеть города, неподалеку от нее — армянский храм, в Отрадном — баптистский...
— СМИ писали, что первые 12 храмов в этом году будут введены. Это правда?
— Храм — не жилой дом и не детсад, ввод для него понятие растяжимое. Строительство конструкций — да, закончим. Потом он должен с полгода постоять, далее начинается роспись, оборудование церковной утварью — каким будет окончательный вид храма, определяет Патриархия.
Во многих храмах на фоне стука мастерков уже и службы идут. В Орехово-Борисово, например, службы начались, как только цоколь сделали. В Жулебино, в Ясенево... Практически во всех районах храмы поднимаются, кроме ЦАО — здесь их достаточно.
— Правда ли, что они строятся исключительно на частные пожертвования, без копейки бюджетных средств?
— Правда. Причем большая часть пожертвований от простых москвичей — по 5, 10 тысяч рублей, а то и по 500-1000. Это нормально и достойно. И храмы без мании величия — одни на 300 человек, другие — на 500.
— Они типовые, как дома?
— Большая часть строится из одних и тех же конструкций, но фасады у всех будут разные. Двух храмов, похожих друг на друга как близнецы, в городе не появится. Но есть и такие, что строятся по индивидуальным проектам. В Ясенево возводится прекрасный храм, каждый кирпичик которого имеет имя пожертвователя — Володя, Петя, Маня...
— Вы тоже внесли свой взнос?
— У нас в Попечительском совете состоит 21 человек, все — люди не бедные. Я, как и остальные, внес сначала 150 тысяч рублей. Потом мы решили увеличить взнос до 500 тысяч, и я внес еще 350 тысяч.
Церковь сближает людей. Чем ближе к Богу, тем больше задумываешься над тем, что мы — временные гости на этой Земле. Конечно, не мы выбираем время, а оно нас, но рано или поздно настанет час отвечать за свои действия. Храм напоминает нам об этом.
— А если стройка в какой-то момент заморозится? Пожертвования ведь могут сегодня быть, а завтра — нет.
— Это невозможно. Храмов — 200, а москвичей — 12 миллионов... К тому же среди них такие люди, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, руководитель РЖД Владимир Якунин и другие, которые могут на доброе дело пожертвовать крупную сумму.
— Сколько лет потребуется, чтобы реализовать проект полностью и увидеть всю Москву снова златоглавой?
— Лет десять, не меньше.
— Владимир Иосифович, а Вы не опасаетесь, что сельские жители, слушая Вас, подумают: опять Москва жирует. По всей стране храмы рушатся — где-то в них зернохранилища располагались, где-то клубы. Многие так и стоят разоренными, не на что поднимать. Грефа своего нет и Миллер не доехал...
— К сожалению, 200 церквей для Москвы проблемы не решат. Для достижения среднероссийского показателя нам нужен при 316 действующих еще 591 новый храм. Но Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уверен, что даже начатое строительство «кардинально изменит ситуацию в столице».
А вслед за Москвой, я надеюсь, начнется возрождение храмов по всей стране. Как это было в 90-е годы, когда столица потянула за собой строительство жилья во всей России. Тем регионам, в которых за благое дело возьмутся, мы окажем серьезную поддержку. Важно построить не просто храм, но и здание воскресной школы, дом причта, место, где можно заняться хоровым пением... Словом, все для того, чтобы дорога к храму больше не зарастала никогда.
Беседовала Л. Пятилетова
***
Какие новые храмы в Москве будут введены в 2012 году?
- в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских (ЮВАО, ул. Мельникова, вл. 7)
- в честь святой мученицы Татьяны (ЮВАО, ул. Краснодарская, вл. 50)
- в честь иконы Божией Матери «Воспитание» (ЮВАО, ул. 1-я Вольская, вл. 2)
- в честь святого благоверного князя Димитрия Донского (СВАО, ул. Полярная, 34)
- в честь святителя Стефана Пермского (ЮЗАО, пересечение ул. Академика Семенова и Бунинской аллеи)
- в честь священномученика Василия Заяицкого (ЮЗАО, ул. Островитянова, вл. 1-2)
- в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, (ЮАО, ул. Судостроительная, вл. 48)
- в честь Входа Господня в Иерусалим (ЮАО, пересечение ул. Михневской и Михневского пр.)
- в честь Казанской иконы Божией Матери (ЗАО, ул. Староорловская, вл. 106)
- в честь Новомучеников и исповедников Российских (СЗАО, Строгинский бульвар, вл. 14)
- в честь святого благоверного князя Александра Невского (Зеленоград, коммунальная зона Александровка, пересечение ул. Александровка и Новокрюковская)
- Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево (ЮАО, ул. Ключевая, 18 а (дополнительно к программе))
Патриархия.ru