Золотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
«На его кайме изображены шесть клейм: Спаситель, Божия Матерь Донская, Иоанн Златоуст и Василий Великий, новомученик митрополит Киевский Владимир, а также святитель Тихон Задонский. Обычно покровы на раку не содержат клейм, — рассказала художественный руководитель золотошвейной мастерской Ирина Староверова. — Идея сделать клейма принадлежит епископу Кириллу».
При создании лика были использованы новые прориси — мастера создавали их сами, опираясь на изучение современной иконографии и прижизненных фотографий святителя. Уникальная техника вышивки была утрачена после революции 1917 года и восстанавливается по крупицам.
По словам И. Староверовой, покров был изготовлен в рекордно короткие сроки — за 11 месяцев. Это достаточно трудно сделать — величина стежка, которым, например, вышиты лик и руки Патриарха, менее 1 мм. Обычно такие покровы шились годами.
Покров на раку святителя выполнен в традициях древнерусского золотого и лицевого шитья, без применения каких-либо аппликаций из ткани, все вышито вручную. Использовано более 20 видов различных шелковых и золотных швов. Оранжево-золотисто-лиловый колорит покрова украшается белыми орнаментальными жемчужными вставками, ассоциативно восходя к празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы — дня успения святителя. По периметру каймы вязью вышит текст тропаря, а внизу позема — вкладная надпись.
«Саккос на покрове передан не реалистично, а декоративно-условно, — пояснила И. Староверова, — являясь аналогом реального саккоса Патриарха, который хранится непосредственно в музее Донского монастыря. Его цвет, как и цвет Евангелия, нимба, тропаря на кайме, фигурок в клеймах — золотой. Золотой цвет — это традиционно цвет света нетварного, цвет вечности».
***
Традиция украшать покровами почитаемые гробницы установилась на Руси в XVI-XVII вв. Свое начало она взяла от Византии, где надгробный покров говорил о стремлении подчеркнуть нетленность тела святого. Древнейший покров русского святого подвижника был сделан на раку преподобного Сергия Радонежского (1420 г., Сергиево-Посадский музей-заповедник). Иногда надгробные покровы участвовали в богослужениях: их выносили во время Великого входа, в дни памяти чудотворцев и святителей. Покровы могли быть праздничные и будничные, менялись на каждый большой праздник и несли функцию «одевания» и «укрывания» священного предмета. Сделав этот покров своими руками, вышивальщицы получили возможность личного участия в деле прославлении и почитании Патриарха Тихона.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru