Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Слово архимандрита Варнавы (Баранова) при наречении во епископа Выксунского и Павловского

Слово архимандрита Варнавы (Баранова) при наречении во епископа Выксунского и Павловского
Версия для печати
29 марта 2012 г. 20:45

29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского.

При наречении архимандрит Варнава обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой!

Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на епископское служение во вновь создаваемой Выксунской и Павловской епархии на славной Нижегородской земле.

Помня наставления апостола Павла о том, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом (Евр. 5:4), что без всякого прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7) и что все нужно делать без ропота и сомнения (Флп. 2:14), стою перед вами в страхе и трепете, вполне осознавая свое недостоинство воспринять великую благодать архиерейства, свою немощь и недостаточность во всех качествах, которые необходимо иметь для того, чтобы быть блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Смиряясь под крепкую руку Божию, принимая призвание Святой Церкви, верю, что Божественная благодать немощное мое уврачует и оскудевающее восполнит.

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом», — изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19:21). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим», — вторит ему пророк Иеремия (Иер. 10:23). В преддверии великой перемены в моей жизни, мысленным взором охватывая главные события прошедших лет, убеждаюсь в дивной правде этих слов. Да, не по воле случая, а по всеблагому промыслу Божию, действующему через обстоятельства жизни во спасение, обрел я драгоценную жемчужину открывшегося мне Евангелия Царства.

Как и многие мои сверстники, я получил атеистическое воспитание. Мои детство и юность прошли в городе Жиздра Калужской области, заново отстроенном жителями после Великой Отечественной войны, которая, пронесшись смертоносным вихрем, стерла его былую красоту, уничтожив все строения, в том числе несколько храмов и монастырь. Но это было следствием тех страшных перемен и разрушений, которые произошли в сознании людей, в их сердцах, закрытых для восприятия света Христовой веры.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия», — говорит апостол Павел (Рим. 10:17). Но ничего о Христе и Его Церкви, кроме клеветы и хулы, я тогда не слышал, не видел и живых носителей благодати Божией. Поэтому цели моей жизни не имели четких очертаний, понятия о счастье не выходили за рамки общепринятых стереотипов, а стремления и увлечения носили вполне земной характер. Но наступило время взрослой, самостоятельной жизни, скорби и трудности которой все чаще заставляли искать выход из тупиков, к которым приводили ложные идеалы. Одно я понимал тогда четко: человек должен жить для того, чтобы стать лучше. Но что делает человека совершеннее?

Жизненные наблюдения привели меня к убеждению, что ни наука, ни искусство сами по себе, без четких нравственных ориентиров, не могут преобразить человека и даже могут сделать его более изощренным во зле. И лишь встреча с верующими людьми позволила мне сделать радостное открытие: только Вера, действующая Любовью, может сделать человека качественно иным и по-настоящему счастливым, потому что в нем живет и действует Сам Господь.

С теплотой и любовью вспоминаю первого моего духовника протоиерея Константина Гиппа, настоятеля Свято-Покровского храма города Жиздра, который, преподав мне первые уроки христианской жизни, сподобил меня таинства Святого Крещения. От него я узнал об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), духоносном старце, промыслом Божиим ставшем моим духовным руководителем в трудные дни моей жизни. Навсегда врезались в мою память слова напутствия одного из его последних писем, ставшие для меня заповедью: «Служите людям во спасение свое и их. Будьте к себе построже всегда, и это оградит Вас от бед, а к людям поснисходительнее, опытно зная, как трудно современному человеку обуздать грех, отовсюду оскалившийся на него».

Руководствуясь его мудрыми предостережениями и советами, я встал на путь служения Богу и Церкви, а впоследствии, после пяти лет служения в иерейском чине в нижегородском (ныне кафедральном) соборе святого благоверного князя Александра Невского, получил положительный ответ на мое желание избрать стезю монашескую. Исполнен чувства благодарности к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, от рук которого я принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, духовном сердце русского монашества, где проходил искус послушания, изучая устроение жизни современного монастыря. Назначенный решением Священного Синода наместником Свято-Успенской Флорищевой пустыни, я всегда чувствовал заботу, находил помощь и участие владыки Георгия в решении всех непростых задач возрождающейся обители.

Занимаясь духовным просвещением детей и молодежи, а также служащих в Вооруженных силах нашей страны, работой с наркозависимыми, разделяя боль и страдания мучимых страстями людей, я воочию убедился в словах Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38).

В словах наставления старца Григория к моему духовному покровителю преподобному Варнаве Гефсиманскому: «Словом и хлебом питай алчущих, тако хощет Бог» — вижу путь деятельной любви, широкое поприще служения Богу и пастве, к которому призван архиерей. Это призвание быть продолжателем дела Христова в благодатном возрождении людей, мудрым домостроителем Церкви Божией, носителем Божественных сил и раздаятелем их верующим требует от епископа душевной чистоты и исполняет великой мерой ответственности как имеющего дать отчет Богу.

Святейший Владыко! Примите мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы оказали мне недостойному, избрав епископом Выксунским и Павловским. Ваш личный подвиг служения Церкви, свидетельства о Христе в нашем преисполненном греха и непостоянства мире является для нас, молодых священнослужителей, примером подлинной верности Господу и сораспятия Ему.

Воспринимая избрание на многотрудное и ответственное архиерейское служение как всеблагую волю Божию, я повергаю себя в послушание Святой Церкви и Вашему Святейшеству. Смиренно прошу вас, Ваше Святейшество и богомудрые архипастыри Церкви Христовой, вознести молитву обо мне грешном и благословить на предстоящее поприще, чтобы и мне оказаться достойным продолжателем служения апостолов и, подражая апостолу Павлу, «для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами