28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Грех, который был совершен в ангельском мире, а затем и в роде человеческом, имеет своим содержанием, своей природой противостояние Богу. В ангельском мире это противостояние выразилось в противоборстве, ибо ангел, ставший диаволом, пытался занять место Бога, низвергнуть Бога, разрушить Божий замысел о творении, почему и именуется диаволом — противником. И грех, зло отобразились в роде человеческом — если не противоборством Богу, то, по крайней мере, отказом человека от того, чтобы Бог определял его жизнь.
Этот отказ выразился в неприятии Божиего закона, Божией заповеди. И противостояние Богу, отказ от Бога имели своим последствием то, что люди, не пожелавшие жить по Божиему закону, стали устраивать жизнь по своему собственному разумению, по своим собственным понятиям и законам. Святые отцы справедливо утверждают, что сущностью греха является гордость, гордыня, потому что именно гордость — это та движущая сила, которая противопоставляет человека Богу. Поэтому гордость, согласно святоотеческому учению, есть не один из столь многочисленных пороков, которые захватывают человеческий ум и сковывают человеческую волю, а подлинное и полное выражение самой природы греха.
Но есть еще нечто хорошо нам известное, что святоотеческая мысль также относит к выражению самой природы греха, — это ложь. Что означал отказ диавола, а затем и человека, от Богом определенного порядка жизни? Он означал ложь, потому что Бог-Творец предначертал и человеку, и космосу, и всему миру тот путь, который привел бы творение в единство с Богом — так, чтобы, по слову апостола, был Бог всяческая во всем (1 Кор. 15:28). А если был найден иной путь жизни, не соответствующий Божией правде, значит, то был ложный путь; а потому совершенно очевидно, что отказ от Бога, тем более противоборство Богу, есть ложь. Недаром Господь, говоря о диаволе, утверждает, что он есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44), — потому что деяние диавольское, выразившееся в противоборстве Богу, и есть абсолютное выражение лжи, которое было усвоено и родом человеческим.
Итак, гордость и ложь являются не отдельными пороками, наравне со многими другими, а выражением того, чтО есть грех, чтО есть зло. Именно поэтому последствия человека, основывающего свою жизнь на гордыне и лжи, — самые опасные и самые разрушительные.
Мы знаем, что у лжи есть два очень опасных последствия. Если ложь становится для человека обычным делом, если она становится его природой, то в таком человеке развивается двоедушие. Но не может человек постоянно говорить ложь и поступать по лжи — он будет рано или поздно разоблачен, ибо люди по нравственной природе своей, каковая есть от Бога,не признают ложь за добродетель — по крайней мере, пока не признают. Если же ложь уравняется с правдой, это будет означать конец света и конец человеческой истории. Пока еще люди в той или иной мере сопротивляются лжи, и для того чтобы лжец не был опознан, чтобы ложь его не стала очевидной, он вынужден скрываться, он вынужден жить как бы двумя жизнями. Одна жизнь — это, собственно, его жизнь, наполненная ложью, а другая — это та, которую он предъявляет окружающим его людям. Это состояние души, это поведение мы называем лицемерием. Двоедушие, лицемерие есть самое непосредственное следствие лжи в человеческой жизни.
Что же получает лжец? Что получает лицемер? Ведь невозможно всю жизнь лгать и не быть разоблаченным — рано или поздно тайное становится явным, и люди, которые сознают, что им говорят неправду или с ними поступают по неправде, начинают дистанцироваться от такого человека, подозревать его во лжи. Так развивается чувство недоверия. Недоверие есть результат лжи — если нам лгут, то мы начинаем не доверять.
Очень многое в жизни человеческой строится на доверии. Невозможно каждое соглашение между людьми построить на основе обязательных к исполнению юридических документов. Абсолютное большинство всего того, что связывает нас с другими, основывается на доверии. На доверии основывается брак, на доверии основываются отношения между детьми и родителями, на доверии основываются многие общественные отношения. Чем выше доверие в обществе, тем общество здоровее; чем больше доверия, тем легче жить.
Сегодня, когда обман стал делом обычным, нередко вспоминают стародавние дни, когда русские купцы заключали многотысячные контракты, не ставя своей подписи под договором, а просто сказав друг другу честное слово. Можно себе представить, какой была бы сегодня жизнь, насколько бы она была проста и приятна, если бы доверие присутствовало в общественных и межличностных отношениях. А если мы говорим и творим ложь, то мы разрушаем ткань общественных и личных отношений, мы наказываемся не только в будущем веке, но и кошмаром нашей человеческой жизни, будь то жизнь семейная или общественная.
Ложь порождает не только недоверие, но и нечто большее. Ведь человек, который не доверяет, может по-разному вести себя по отношению к тому, кто, как ему кажется, говорит или совершает неправду. Нередко люди, не доверяющие лжецу, наносят упреждающий удар, опасаясь, что лживый человек может причинить им зло, — поэтому именно ложь провоцирует конфликты и агрессию. И когда сегодня мы слышим слова недоумения и горечи по поводу ожесточения в человеческих отношениях, то нужно помнить, что причиной всему грех, который проявляет себя во лжи.
Как же должен вести себя христианин? Он должен понимать, что ложь — это диавольское дело. Если мы говорим и творим неправду, то мы становимся в одном ряду с диаволом и ангелами его, потому что он есть лжец и отец лжи. У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду и быть на стороне правды.
Очень трудно уберечься от лжи в многоразличных, весьма сложных человеческих обстоятельствах. Некоторые считают, что ложь есть способ уберечь себя — от гнева начальства, от неприязненного отношения окружающих, и многие используют ложь как защиту. Но бывает и так, что мы с легкостью используем ложь не только как защиту, а просто произносим пустые и лживые слова, развлекая небылицами самих себя и тех, с кем мы общаемся. Поэтому нужно помнить, что всякое лживое слово есть грех пред Богом.
Когда-то, еще ребенком, беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: «Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?» Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь — думаю, и заповедь Божию. Он сказал мне простые слова: «Сынок, никогда не говори неправды, но кто тебя тащит за язык говорить всю правду?» Думаю, что это самая правильная и богоугодная позиция в ситуации, когда слово правды может нанести вред нам самим или окружающим нас людям. Тогда нужно удержать язык свой от зла и сотворить благо (см. Пс. 33:13-14). Именно так — золотым молчанием — и святые отцы, и подвижники благочестия отвечали на всяческую человеческую неправду, особенно ту, что подталкивала их отвечать неправдой на неправду.
Дни святого Великого Поста даны нам для того, чтобы мы могли молитвенно размышлять о грехе, о зле, об их последствиях для человеческой жизни, размышлять о святости, размышлять о добродетели, и думать также о том, что в нашей душе происходит, где мы в этой борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом. В течение этих длительных великопостных богослужений у нас есть возможность сопрягать размышления о самих себе, о своей жизни с молитвой, прося Господа укрепить нас в противоборстве греху, который разрушает нашу жизнь здесь, на земле, и закрывает перед нами врата жизни вечной. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси