2 октября 2011 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Онуфрий! Высокие представители государственной власти! Дорогие благодетели! Отцы, братия и сестры!
Я всех вас приветствую и поздравляю с великим праздником, ныне совершаемым на этой земле. Освящение этого величественного собора наполняет радостью душу, потому что свидетельствует о живой вере людей. Никогда не возносятся к небу храмы с золотыми куполами, если нет мощного движения снизу — от людей к небу и к Богу. Тогда в этот колоссальный духовный поток вовлекаются многие люди. Быть может, те, кому бы и в голову не пришло строить храм, вовлекаются потому, что чувствуют, что здесь сила — сила веры, сила молитвы, достигающая неба, соединяющая с Богом и возвращающаяся людям благодатью Божией.
Сегодняшнее воскресенье называется на языке церковного Устава неделей по Воздвижении, и потому евангельское и апостольское чтения посвящены Кресту Христову (Гал. 2:16-20; Мк. 8:34-9:1). Каждый знает, что на Кресте Бог во Христе, Сыне Своем, спас род человеческий. Однако само слово «спасение» очень многозначно, и чаще всего говорят о тех смыслах, которые не так-то просто понять: искупление, воссоздание твари, обожение человека… Всё это истины — непреложные, великие, непререкаемые, но не всегда понятные человеку. А вот то, что мы сегодня слышали в Евангелии, всем ясно и понятно: «Кто хочет последовать за Мной — отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной».
Почему же Господь обратил к людям именно такие слова? Почему для того, чтобы следовать за Христом, нужно взять на себя крест и, больше того, самого себя отвергнуть? Это трудно сделать, потому что каждый человек видит мир через самого себя. Для каждого из нас мы — в центре мира, потому что не существует другого мира, кроме как тот, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, понимаем. Как же так — отвергнуть себя, отвергнуть эту точку восприятия окружающего мира, взять крест, то есть страдания, и следовать за Христом? И для чего это нужно?
Очень важно понять, для чего это нужно. Каждый человек с радостью воспринимает добро. Добро — это то, что окрашивает нашу жизнь в совершенно особые тона и придает этой жизни смысл. Каждый знает, что совершать добро непросто, но, если сделал доброе дело, какой светлый след остается в душе! И каждый знает, что совершать зло плохо: когда мы делаем зло, мы потом испытываем угрызения совести — всякое зло, которое мы совершаем, оставляет в душе тяжелый и опасный след.
И, казалось бы, что проще — совершай добро! Ведь и Господь в мир пришел и учил нас, как совершать добро. Но почему же Он не сказал: «Совершайте добро и будете следовать за Мной»? Почему Он сказал нам: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной»? Почему Господь не сказал: «Я пришел для того, чтобы все люди делали добро»? Почему Он пришел и сказал: «Я пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибших» (см. Мф. 18:11)?
В понимании этих истин, в открытии этой тайны — ключ к пониманию того, что есть Жизнь с большой буквы, что есть жизнь по закону Христову. Конечно, Господь желал бы, чтобы все мы совершали добро. Но грех вошел в жизнь людей на заре человеческой истории и в значительной мере повлиял на человеческую природу. Неслучайно апостол Иоанн пишет в своем первом послании: «Мир во зле лежит» (см. 1 Ин. 5:19), и апостол Павел произносит удивительные слова: «Того, чего хочу доброго, не делаю; а то недоброе, чего не хочу, делаю» (см. Рим. 7:19).
Какой же силой мы так часто — вопреки своему мировоззрению, убеждениям, воспитанию — делаем не то, что хотим, а делаем зло? Да потому, что грех присутствует в нашей природе, и, сколько ни проповедуй добро, не будем делать добра, потому что грех сильнее. Уж если он довлел над апостолом Павлом, который прямо исповедовал это перед всем миром: «того, чего хочу доброго, не делаю, а то злое, чего не хочу, творю», то как же мы с вами? Вот почему Господь и не сказал: «Я пришел, чтобы вы делали доброе и следовали за Мной», — потому что это не были бы слова, наполненные силой и смыслом. Но ведь Господь искупил грехи человеческие Крестом! Страданием Своим Он снял с нас вину за первородный грех, хотя и не изменилась поврежденная грехом человеческая природа.
Почему же Господь предлагает нам пройти тем же путем, которым Он прошел, принять на себя свой крест и отвергнуться себя? А потому, что без отвержения себя и без принятия креста не может быть никакого добра. Ведь грех поставляет человека в центр жизни, центр собственного бытия; и ребеночек маленький тянет одеяльце на себя, и рука устроена так, что пальцы к телу сгибаются. Человек, живущий по этим законам естества, будет делать все для себя. А что нужно, чтобы сделать добро? И что такое добро? Ведь это деяние не для себя. Не называется добром приумножение личного богатства. Не называется добром обретение власти. Не называется добром обеспечение себя комфортом — добром называется только то, что мы делаем другим.
А можем ли мы сделать добро без жертвы? Без пускай маленького, но отвержения себя? Ведь добро мы всегда делаем за счет себя — и в этом смысле отвергаемся себя, хоть на микроскопическую частицу, и в какой-то момент наступаем на горло своей песне и говорим: «Я отдам, я пожертвую, я сделаю — я разделю с человеком его бремя или свою любовь».
Почему самые священные понятия нашего бытия — такие, как любовь, — связаны с самоотвержением? Не может быть любви без жертвы — это знает каждый человек, живущий семейной жизнью. Только тогда, когда мы отдаем себя другому или другой, и существует любовь. Потому неслучайно Господь сказал: «Отвергнитесь себя и возьмите крест свой. Только тогда пойдете за Мной. Только тогда вы сможете творить добро, а иначе слово “добро” превращается в пустое и глупое морализирование, в которое люди не верят и которое цинично попирают».
Вот что такое Крест Христов. Вот что означает отвержение себя. Это означает изменение природы человеческих отношений, изменение качества человеческой жизни, когда добро становится естественным, хотя и предполагает нечто неестественное с точки зрения логики греховной человеческой жизни.
В самом деле, почему я должен кому-то что-то делать, особенно если я в Бога не верю? Если с этой жизнью кончается всё, какой смысл в моем добре, для чего оно нужно — разве что пустить пыль в глаза или обеспечить политические дивиденды, ведь не укладывается это добро в мое мировоззрение, в систему близких мне ценностей. Но Христос переворачивает эту греховную систему ценностей. Дивным образом Он дает на Кресте прощение всему роду человеческому и призывает нас — через несение креста, через способность ограничить самого себя, свое потребление, свои амбиции, свою власть — послужить другому человеку, устрояя добро. И какая же радость и мир приходят в сердце человека, который сделал хотя бы один шаг на пути, который Христос ему предложил! Ни одна религия мира не говорит о путях достижения подлинного добра, потому что эта тайна жизни открыта только через Крест Христов.
Мы находимся с вами в монастыре, где очень много сил и средств прилагается для того, чтобы помогать сиротам. Мы знаем, что и за пределами этого монастыря помогают и бедным, и несчастным. Но подлинная помощь приходит вместе с любовью. Никакой подготовкой медсестер, никакими зарплатами тем, кто ухаживает за престарелыми и умирающими, не наполнить душу любовью. Но как же оживает добродетель, если она исполняется по закону Христову, если человек отвергается себя, жертвует собой, принимает на себя этот крест! Тогда добро живет, расцветает, утверждается в мире сем.
И когда мы говорим, что со времени Христа Спасителя началась новая эра, то мы ведь имеем в виду не только новое летоисчисление. Мы имеем в виду новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь, новое понимание человека. И эта новизна никогда не перестает быть новизной. Это откровение, это вдохновение никогда не исчерпается, потому что стоит только человеку отвергнуться себя — даже не в полной мере, а хотя бы отчасти, взять крест свой и пойти за Христом, как мир начинает преображаться, лица человеческие преображаются и наполняется великим Божественным смыслом наше общественное бытие.
Я хотел бы в день освящения этого святого храма сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, досточтимого отца Лонгина, наместника сей святой обители, за то, что в этих стенах вы вместе с добровольцами, с монахами, монахинями, вместе с вашими замечательными благотворителями осуществляете призыв Господа и отвергаетесь себя и принимаете крестоношение, чтобы помогать сиротам, больным и немощным. Собственно говоря, это и есть образ присутствия Церкви в мире. Церковь не ищет своего, не ищет власти, не ищет денег, не ищет господства. Она только ищет возможности — внутренние, духовные и внешние, материальные, административные, — которые необходимы в условиях нашей жизни, чтобы любовь Христова могла осуществляться в отношении ближних и дальних, особенно же немощных и нуждающихся в помощи.
Пусть благословение Божие пребывает над сей Черновицкой и Буковинской епархией, со множеством храмов и монастырей, с благочестивым верующим народом, у которого не перестают гореть глаза во время Святой и Божественной Литургии. Когда я видел сегодня эти тысячи людей, которые проходили мимо окна моей кельи, устремляясь рано утром в обитель, чтобы разделить эту радость, то и мое сердце наполнялось радостью. Храните веру православную, не давайте никаким силам разделить вас, посеять смуту, противопоставить одних другим. А если в какой-то мере это кому-то удается — молитесь крепко, чтобы Господь милость Свою приклонил и к заблуждающимся, чтобы и им открылась эта великая заповедь, лежащая в основе человеческих отношений: «Отвергнись себя, не настаивай, не требуй, не борись за свои временные человеческие цели и ценности. Отвергнись себя, возьми крест и следуй за Христом. И тогда будешь творить только добро, преображая жизнь окружающего мира».
В память о посещении этой святой обители я бы хотел преподнести образ Пресвятой Богородицы. Пусть под Ее державным Покровом Господь хранит сей святой монастырь и храм сей, вознесшийся куполами золотыми к голубому небу, и всех вас, мои дорогие братья и сестры.
Каждому же из вас я хотел бы преподнести сегодня эту маленькую иконочку Святой Троицы с Патриаршим благословением, чтобы каждый имел возможность принести ее в дом и перед этой иконочкой молиться о народе своем, о Церкви нашей и о Патриархе, несущем особую ответственность перед Богом, людьми и историей за единство Церкви нашей, за хранение веры православной.
А Вам, Ваше Высокопреосвященство, в благодарность за Ваши многие архипастырские труды, хотел бы преподнести эту святую панагию с изображением Царицы Небесной. Пусть под Ее Покровом в мире протекает Ваше архипастырское служение во спасение верных и на радость всей Церкви. Храни Вас Господь.
Хотел бы сердечно поблагодарить Президента Украины Виктора Федоровича Януковича за его личное участие в воссоздании этой святой обители и в строительстве сего святого храма. К сожалению, по важным обстоятельствам Виктор Федорович не имел возможности сегодня быть вместе с нами. Но он поручил Юрию Анатольевичу Бойко, министру Правительства Украины, представлять его на этом замечательном торжестве. Сегодня мы молились о Президенте Украины, чтобы Господь дал ему здоровье душевное и телесное, мудрость, мужество, все необходимое для несения великой ответственности по созиданию украинского государства, по повышению духовного и материального уровня жизни людей.
Мы молились также и о Блаженнейшем Владимире, митрополите Киевском и всея Украины, который хотел быть здесь в этот день вместе со мной, среди вас, мои дорогие, с паствой своей. Но по причине недуга, который, к счастью, сегодня уже в значительной мере прошел, Блаженнейший не мог быть с нами, но верю, что мыслью, душой, своей молитвой он пребывал здесь, в обители сей в момент освящения величественного храма, молясь вместе со своей паствой.
Мое особое слово благодарности отцу Лонгину — человеку, который в значительной мере воплощает все то, о чем я только что сказал: в смирении, в простоте сердца и вместе с тем с твердой верой и принципиальностью он жертвенно служит и единству Церкви нашей, и делу возрождения Банченской Свято-Вознесенской обители. Поэтому в день освящения храма Святой Троицы считаю возможным наградить его высоким орденом Русской Православной Церкви.
<…>
Пусть Господь хранит Украину! Пусть Господь хранит благочестивый народ ея! Господь да хранит Буковину, Церковь зде пребывающую и несущую свое служение, и всех вас, мои дорогие братья и сестры, на многая и благая лета!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси