29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на пленарном заседании VI Образовательных чтений Центрального федерального округа «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания» в Костроме.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники Чтений!
Проходящие сейчас в Костроме чтения ЦФО, завершающие круг делового педагогического года ― 2011, позволяют оглянуться назад, оценить масштаб событий, участниками и свидетелями которых мы стали, подвести некоторые итоги, соотнеся их с задачами, которые были сформулировались в начале года.
Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений 2011 года обозначил приоритетным направлением качественное усовершенствование сложившейся системы православного образования. Это подразумевает движение вперед по ряду ключевых параметров. Среди них назову гармонизацию церковно-государственных связей в сфере обучения и воспитания школьников и молодежи, в том числе и через участие Церкви в законотворческой деятельности; создание работоспособной модели непрерывного образования, элементы которого, в свою очередь, должны пройти через непростой процесс стандартизации. В результате мы должны выйти на новое качество образовательного процесса, когда традиционно сильные стороны консервативной религиозной подготовки будут интегрированы с современным стилем инновативной педагогики. Образование должно стать сильней и ярче не ради придуманной «новизны» самой по себе, но для того, чтобы ученик или студент смог на равных, а то и превосходя многих своих сверстников дома и за рубежом, представлять наше Отечество в благородном состязании умов стремительно глобализующегося мира. Остановлюсь на некоторых моментах, которые, как представляется, характеризуют многогранность и динамику развивающихся в последнее время процессов.
Учебный год 2011/2012 является показательным для религиозного образования в России. Завершается апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», и мы вскоре сможем оценить результаты проведенной работы. Благодаря эксперименту выявляются оптимальные формы интеграции духовно-нравственного компонента в светской школе. Предметы нравственного содержания успешно вписываются в общую систему общеобразовательной подготовки, углубляя основные гуманитарные дисциплины и существенно расширяя возможности воспитательного процесса.
Новый образовательный стандарт (ФГОС) предполагает изучение религиозной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На данном этапе, однако, курсу ОРКСЭ отводится всего лишь одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно в пятом классе. Очевидно, что этого времени недостаточно для реализации задач, поставленных Президентом России перед началом эксперимента. Целостное мировоззрение и ясная система ценностей не могут сложиться в столь юном возрасте за такой короткий срок. Здесь требуется постепенность, терпение и любовь педагогов к детям и к тому предмету, который призван оказать значительное влияние на становление личности детей, воспитание достойных граждан страны. Нужно отдавать себе отчет, что именно им мы вручаем судьбу нашего Отечества. Однако одно полугодие в четвертом классе не может дать даже самого общего представления о предмете религиозной культуры. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что религиозную культуру необходимо преподавать на всех ступенях обучения, например, в 4, 7 и 9 классах. Преступно оставлять взрослеющего человека, задающего главные вопросы своей жизни, с теми «детскими» ответами, которые он получил когда-то на уроках ОРКСЭ. Потому каждый этап становления человеческой личности требует нового осмысления и углубления духовного опыта.
Новый федеральный Стандарт предусматривает обязательное наличие у школы программы духовно-нравственного воспитания. В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые культурные ценности нации. Представляется весьма актуальным сотрудничество религиозных организаций с местными органами управления образованием при разработке таких программ. Возможны самые разнообразные формы подобного сотрудничества, во многих регионах оно уже активно идет. Надеюсь, что сегодняшнее совместное обсуждение придаст этой работе новый импульс.
Как известно, утверждена федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»). Помимо прочего, программа предусматривает создание стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Такие площадки могут быть созданы на базе школ с профильным изучением национальной и религиозной культуры. В качестве научной базы для этих целей можно использовать конфессиональные вузы. Для этого необходимо практическая вовлеченность и заинтересованность власти на местах. Московский Патриархат готов максимально активно совместно участвовать в подготовке и аттестации учителей, равно как и в разработке соответствующих пособий, составляющих учебно-методическое обеспечение курса ОРКСЭ и аналогичных ему.
Залогом эффективности образования мы считаем раздельное преподавание предметов по религиозной культуре. Мы считаем недопустимым их слияние в один секулярный религиоведческий курс, поскольку это повлечет за собой выхолащивание самой идеи духовно-нравственного воспитания.
Представители религиозных организаций с опытом педагогической работы должны иметь возможность профессионального сотрудничества со своими светскими коллегами по всем возникающим вопросам. Речь идет, в том числе, о создании постоянно действующих консультативных центров, оказывающих содержательную поддержку педагогам, преподающим курсы по религиозной культуре. Такие центры уже открыты во многих епархиях Русской Православной Церкви и будут открываться еще. Помимо этого, уже не первое десятилетие при многих православных храмах действуют катехизаторские курсы. Так что получить ответы на вопросы о Православии можно достаточно легко ― было бы желание.
Следует также упомянуть о других государственных документах, открывающих новые перспективы для сотрудничества в области образования. В частности, это Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования», а также Концепция федеральной программы «Русский язык» на 2011-2015 гг. Предметное обсуждение данных инициатив предоставляет хорошие возможности для их практической, а главное, совместной, реализации.
Необходимым сейчас видится и конфессиональная экспертиза всех учебных пособий по религиозной культуре с их последующим включением в федеральные перечни учебников.
Одна из важнейших задач соработничества государства и религиозных конфессий в процессе духовно-нравственного воспитания школьников – обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре. А это - прежде всего работа с родителями. Здесь необходимо противодействовать различным попыткам ограничить выбор предмета. Во всех школах нужно проводить разъяснительную работу с родителями об их правах в этом вопросе и о целях преподавания религиозной культуры вообще. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может существовать вся система религиозного образования».
Отдельный разговор ― о судьбе многострадального законопроекта «Об образовании». Дискуссия по этому закону идет трудно и охватывает интересы огромного большинства граждан нашей страны. Среди них немало и тех, кто стремится отстоять право своих детей на полноценное религиозное образование, параметры которого будут отражены в тексте закона. Убежден, что должное отражение этих чаяний, которые разделяет огромное число наших соотечественников, является несомненным приоритетом при работе над законопроектом. Эту задачу следует решать комплексно и честно – предоставив реальное право на получение религиозного образования, обозначив его границы, предусмотрев ответственность за злоупотребления и наметив механизм обеспечения интересов тех, кто опасается чрезмерного проникновения Церкви в светское образование. В условиях полной ясности условий уйдет в небытие недоброкачественный тезис о стремлении православных к монополизации образовательной сферы.
Пользуясь случаем, хотел бы еще раз сердечно приветствовать высокое собрание и выразить надежду, что итоги нынешних Чтений окажутся полезными при организации взаимодействия всех участников процесса духовного воспитания в регионах России.
Спасибо за внимание.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru