Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: В наше время основное — консолидация, а не противостояние

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: В наше время основное — консолидация, а не противостояние
18 июля 2015 г. 07:32

15 июля 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провел пресс-конференцию с ульяновскими и казанскими журналистами в здании епархиального управления Симбирской епархии. Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 44), митрополит Феофан был переведен из Ульяновска на Казанскую кафедру. В ходе встречи с журналистами архиерей подвел итоги 14-месячной работы в регионе.

— Обычно меня спрашивают: «А как вам, жалко?» Дерево пересаживают, — оно переболевает, и это естественное состояние. Тем более — человек, когда ты что-то успел сделать, а что-то только наметил, но обстоятельства вас ставят перед конкретным фактом. В Церкви нет понятия «нравится — не нравится». Когда мы принимаем сан, мы даем письменную присягу быть в полном послушании Cвященноначалию. Духовенство — в полном послушании епископу, а епископ — Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Это норма, что издревле существует в Церкви.

Валерий Береснев, «Бизнес Online», деловая газета Татарстана: Судя по Вашей биографии, Вы всегда уделяли большое внимание образовательному курсу «Основы православной культуры». Казань — многоконфессиональный регион. Как, на Ваш взгляд, будет воспринят курс в школах Татарстана и насколько важным он является для регионов России?

— Если вы знакомы с моей биографией, то, наверное, знаете, что почти 10 лет я работал на Северном Кавказе. Это не только страна гор, но страна гор народов. Перед вами тот епископ, который был у истоков продвижения «Основ православной культуры» в нашем государстве и Церкви в целом.

Когда я возглавлял Северокавказскую кафедру, был федеральный пилотный проект, куда входили около 10 регионов, из них 3 субъекта федерации были в моей епархии. Это Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и Чечня.

Скажу сразу: все это надуманные страхи — «а мы многоконфессиональные», «а мы светское государство»… Все эти аргументы не имеют под собой основания. Начнем с многоконфессиональности и многонациональности. Многие годы я прослужил в разных странах, в том числе в мусульманских. Это были Египет, Сирия, Иордания, Алжир, Тунис. И сегодня абсолютно ясно, откуда берутся экстремизм и такие понятия, как ИГИЛ. От невежества. Человек, не знающий истоки своей духовной культуры, как правило, попадает в недружественные отношения с носителями другой культуры. Не уважая свою духовную культуру, нет и понимания, что необходимо уважать человека с иной культурой. Тем более когда общество в мировоззренческом плане в поисках и нередко заходит в тупик, религиозная безграмотность порождает уродливые явления, которые мешают нам жить. Поэтому и появляются всевозможные тоталитарные секты. Душа требует духовной пищи, а ее нет.

Посмотрите, сколько для рыб придумали обманок и приманок. Кажется — червячок, а там пустышка. Так и нам, как рыбкам, кидают под видом религиозной истины приманки. А потом трудно сорваться с крючка, и можно попасть на сковородку.

Поэтому очень важна духовная грамотность и знание своих корней. И не надо пугать и пугаться. Давайте посмотрим друг другу в глаза и скажем: да, мы — многоконфессиональные и многонациональные. То же касается и моей новой кафедры, где две основных религии. Для мусульман знание своей традиционной религии — это возможность оградить общество от тех вызовов, что мы имеем сейчас. Также и православным необходимо знать свою веру, культуру и историю. И это ни в коем случае не может быть яблоком раздора.

Вот простой пример: мы в школе изучаем языки по выбору. Я английский, а вы — немецкий или французский. А ведь язык — это другая культура, устоявшиеся традиции. Мы же не боимся, что это вызовет противостояние в школе? Кто-то на факультативе балетом занимается, а кто-то крестиком вышивает. Это выбор. Так почему же здесь не должно быть выбора?

Я считаю, что и в моей новой епархии «Основы православной культуры» должны быть. Равно как и основы ислама — должны быть. Ну а коли не хочешь — выбирай «светскую этику» или «мировые религии».

Но что такое «светская этика»? Я вообще не понимаю этот предмет. По сути каждый урок — это урок этики, начиная с того, что ни один педагог не придет на занятия в класс в шортах или короткой юбке. Как педагог стоит или как разговаривает — это этика, и она должна присутствовать в школе красной канвой везде. Во всем должна быть мера. Это и есть этика. Зачем отдельный предмет?

Второй аргумент: «А мы светское государство». Вот недоразумение какое! Все время путают понятия «светское» и «атеистическое». В одно понятие вкладывают другое. Но нет же у нас сейчас идеологии атеизма как главной религии нашего государства!

Закон Божий в воскресных школах изучают. А мы имеем дело с «Основами православной культуры», где ключевое слово «культура». Так почему дети не должны знать свою культуру? И это будет только сближать нас. Мы будем знать свою культуру, свои традиции и символы. И мы знаем: наш сосед-мусульманин то же самое имеет.

На Северном Кавказе тоже пугали разделением. Ничего не разделило. Это на Кавказе, который бурлил. Наоборот, в тех школах, где были введены «Основы православной культуры» и, соответственно, ислама, ребятки становились наиболее идентичны.

Я встречался с Рамзаном Кадыровым, и он мне сказал: «Слушай, у нас православных немного, но надо, чтоб они изучали "Основы православной культуры", а мои, конечно, основы ислама. Я даю гарантию, что это будем делать». Так и произошло. Мы с ним восстановили несколько православных храмов в Чечне. Поэтому ни «Основы православной культуры», ни основы исламы, буддизма и иудаизма никому не мешают. Но уж если нет — выбирайте «Историю мировых религий». Но скажу, что понятийный аппарат учеников 4-5 класса не способен подойти к изучению предмета «Истории мировых религий». Только после 8-го класса изучение будет эффективным. Но это оставим специалистам.

Владыка также отметил, что за последний год процент учащихся, выбравших для изучения предмет «Основы православной культуры», повысился с 20 до 50%.

Игорь Кранцев, ГТРК «Волга», «Вести-Ульяновск»: Оцените, пожалуйста, итоги своей деятельности в регионе, что успели, что не успели?

— Думаю, во-первых, мне удалось самое главное — изменить отношения Церкви и общества, Церкви и государственной власти, Церкви с другими религиозными организациями.

Во-вторых, когда я приехал, были большие проблемы с кафедральным собором. В основном финансового плана. Были и другие трудности. Я стал наводить элементарный порядок. Мне неоднозначно намекнули, что ни порядок я не наведу, ни собор не дострою. Говорю открытым текстом: я навел порядок и достроил собор. Это факт.

Здесь давно приглашали Святейшего Патриарха. Еще Алексия приглашали, затем Кирилла. Но все время визит откладывался. Я сразу сказал, что сделаю все возможное, чтоб визит состоялся. Оценка Патриарха по итогам визита на Симбирскую землю была такова: «Это был мой лучший визит по организации, приему и общению с симбирянами за всю мою Патриаршую жизнь». Если помните, с какой любовью мы встречали Святейшего, и несмотря на то, что он был уставшим, мы попросили его по-максимуму исполнить здесь свою Патриаршую миссию.

Еще один факт. Церкви возвращен древний Спасский монастырь. Оставшиеся корпуса были заняты полицией и, казалось, ничего невозможно было сделать. А там должен был быть монастырь. Там в 38-м году были расстреляны 22 монахини. Мне говорили: не лезь, ничего не получится. Сегодня монастырь функционирует.

Кто живет в городе, прекрасно знает старинный особняк на улице Льва Толстого и в каком состоянии он был, когда я приехал. Мне предложили снять гостиницу, но я сказал, что уж если это резиденция митрополита, то буду жить так, как есть. И поселился там. Первое время и серые четвероногие рядом со мной ходили. Сегодня это без преувеличения лучшее в нашем городе отреставрированное историческое здание. Если новый владыка пустит — приезжайте и посмотрите.

Опять же на Никольской горе в Сурском запланировано открытие монастыря. Стоят готовые дома. Теперь все будет зависеть от нового владыки. Также было проработано все, чтобы историческое здание духовного училища, которое сейчас занимает медицинский факультет УлГУ, было возвращено Церкви. Справедливость должна восторжествовать. У нас единственный регион в Поволжье, где нет семинарии. Всегда можно найти решение без конфронтации и улучшить условия учебного процесса для студентов медицинского факультета, но в другом здании. И такие варианты есть. К сожалению, не хватило времени довести дело до конца.

Мы наладили работу с молодежью. Вспомните массовое крещение на реке Свияга. Более тысячи человек пришли. И это, казалось бы, в атеистическом городе. Или постоянные наши встречи со студентами и общественностью. А совершенно новое явление — межконфессиональный летний лагерь отдыха для православной и мусульманской молодежи. Все мы живем в одном доме. И задача наша — не разделяться, а найти точки соприкосновения, открыться друг другу и соработничать. Хватит делиться.

Многое, конечно, не удалось. Но, самое главное, не удалось окончательно повернуть мозги, чтобы пришло понимание, что мы носители своей культуры, православной или мусульманской. Мы не должны быть иванами, родства не помнящими. Или нам нужны какие-то другие «традиции»?

Как-то привыкли думать, что только женщины у нас ходят в храм. В Казани на пятничную молитву мужчины идут в мечеть. Ну, а мы что же? В минувшее воскресенье порадовало, что на службу в Спасо-Вознесенский собор из общего числа прихожан две трети пришло мужчин и около сотни детишек. Вот что нам нужно.

Что еще не удалось? Хотели сделать свою телевизионную студию. Уже подошли к тому, что сами снимаем и монтируем фильмы, новостные материалы. Камеры наши и сейчас работают. Нередко мы отдаем наш продукт на другие телеканалы. И у нас его охотно берут. Ну, а все успеть сделать нельзя. Если скажет человек, что все сделал — значит ошибся.

Ярослав Щедров, журналист электронного издания «73online»: Вы уже сказали, что решения Священного Синода не обсуждаются. Но все же у Вас, наверное, есть свое видение, зачем нужна такая рокировка?

— Думаю, дело в том церковно-дипломатическом опыте, что я имею, особенно межконфессиональном. Очевидно он вновь и вновь оказывается востребованным. Татарстан — регион особый, многоконфессиональный, многонациональный, с замечательным потенциалом развития, и опыт владыки, видимо, в настоящий день потребовался и там.

Игорь Кранцев, ГТРК «Волга», «Вести-Ульяновск»: Что Вы можете сказать о своем преемнике?

— Замечательный человек, много лет в Церкви, 25 лет окормлял епархию. Я был бы рад, если бы какие-то мои проекты получили продолжение. Так же и я, то, что полезно, буду продолжать в Казанской епархии. 

Ярослав Щедров, журналист электронного издания «73online»: На Ваш взгляд, насколько хороша для митрополии столь быстрая смена церковного руководства?

— Трудно сказать… Я бы не хотел лезть не в свою сферу, не я же меняю. Все зависит от обстоятельств. На чаше весов, наверное, полезность общецерковного масштаба и, если хотите, общегосударственного. Иногда приходиться передвигать в жизни людей, это бывает и в светской жизни. Чем-то надо жертвовать. Вот надо, видимо, было пожертвовать чем-то и в этом случае, не дав долго поработать на одном месте, ради того, чтобы человек интенсивно потрудился в другом регионе.

Алексей Ласнов, корреспондент интернет-издания «Рупор73»: Понравилось ли Вам в Ульяновске, захотите ли вернуться сюда снова? С каким чувством покидаете город?

— Мне понравился очень Симбирск, мне понравились люди, я нашел здесь общий язык не только с руководством, но и с людьми. Вы же видите, общаясь с вами, я никогда не занимался «страусиной политикой» Я всегда отвечал на вопросы четко и предельно ясно. Замечательный город с хорошей историей, но и с трагическими моментами в судьбе, жизни. С одной стороны, он дал нам Карамзина, Гончарова, Пластова. А с другой стороны — вождь мировой революции, Керенский. Я не буду детально сейчас здесь анализировать эту страницу истории, но мы знаем, что была разрушена страна, масса жертв. Это все здесь было. Так что Симбирск — город с совершенно особой судьбой, корнями, но город прекрасный, в красивом месте стоит, с хорошей историей, с прекрасными людьми, живущими здесь сегодня. И если меня сейчас спросят, что пожелать вам, я скажу так: не деритесь друг с другом. Это главное. Ни в коем случае не надо расшатывать ситуацию, особенно в сегодняшнее непростое время. Говорил и говорю: в наше время основное — консолидация, а не противостояние. К чему приводят майданы — всем известно. Нам не нужна революция. Если что-то надо, то есть эволюционный путь, путь совершенствования.

— Есть ли в России силы, которые способны повести страну по пути эволюции?

— В России есть силы, которые не хотели бы, чтобы Церковь возродилась. Есть и те силы, которые хотели бы, чтобы России не было как таковой. Есть и те, кто хотел бы вытравить из души русского человека все, что связано с русской культурой, историей, верой. Разные ведь есть силы. Но есть и те, кто хотел бы видеть нашу Отчизну процветающей, не потерявшей свою историческую данность, страной, которая возродила бы свой нравственный и духовный облик. И таких сил у нас много.

В завершение пресс-конференции митрополит Феофан обратился к симбирянам с прощальным словом. Журналистам владыка пожелал удачи в профессиональной деятельности и подарил каждому экземпляр книги профессора Московской духовной академии А.И. Осипова «Бог».

Симбирская митрополия/Патриархия.ru